Российские специалисты научились двигать айсберги в арктических морях

МУРМАНСК, 10 окт – РИА Новости. Участники экспедиции «Роснефти» на ледоколе «Капитан Драницын» при научной поддержке судна «Академик Трёшников» впервые в российской истории провели в Карском море эксперименты по буксировке айсбергов, многие из которых в десятки раз превышали размеры ледокола, сообщили журналистам участники уникального похода в Мурманске.
Российские специалисты научились двигать айсберги в арктических моряхисточник: cdnde1.img.sputniknews.com
Дрейфующие айсберги представляют реальную опасность для судоходства и ведения промышленной деятельности на арктическом шельфе. Российские ученые разработали уникальную технологию, позволяющую изменять траекторию дрейфа айсбергов. Экспедиция отправилась из Мурманска в середине сентября. Ее участникам удалось провести 18 экспериментов по буксировке, при этом вес самого крупного айсберга превысил миллион тонн.
Задача — приручить айсберги
Задача управлять айсбергами в арктических морях кажется амбициозной и трудновыполнимой – каждый школьник знает о том, что над поверхностью воды возвышается лишь около 10% ледяной глыбы, скрытая же под водой часть может быть какого угодно размера и формы. Справиться с этой задачей взялись сотрудники «Арктического и антарктического научно-исследовательского института».
«Опыт использования ледокола для буксировки айсбергов – первый в России. До этого были попытки проведения таких экспериментов, они не были целенаправленными – в 2006 году „Михаил Сомов“ пытался, но неудачно — должным образом такой эксперимент был неподготовлен, удача им не сопутствовала», — рассказал замначальника экспедиции старший научный сотрудник института Евгений Макаров.
Специалисты Арктического института по заданию «Роснефти» обосновали возможность таких экспериментов. Планировалось, что участники экспедиции проведут 12 экспериментов, но им удалось перевыполнить план. «Выполнили 18 экспериментов по буксировке айсбергов, из них только два можно считать неудачными. Остальные были хороши. Нам удалось переместить, сдвинуть, изменить направление движения девяти айсбергов», — рассказал начальник экспедиции «Айсберг-лето 2016» Алексей Чернов.
Глыба льда с неизвестными параметрами
О коварстве айсбергов известно не только благодаря «Титанику». Плавучие глыбы льда могут снести буровую платформу, причинить вред судам, свести на нет усилия по нефтедобыче на шельфе. Единственный способ избежать многих бед – подвинуть айсберг или оттащить его в сторону, но просто это только на словах.
«Айсберг представляет собой глыбу льда с неизвестными параметрами. Мы видим только верхушку. Внизу может быть самый различный киль… Он может перевернуться, начать дрейфовать в другую сторону, может натворить дел, если стоит неподвижное плавучее сооружение, и айсберг начинает дрейфовать на него», — говорит замначальника экспедиции.
Работа по буксировке айсберга, по словам специалистов, требует ювелирной точности – предсказать, как поведет себя ледяная глыба, не всегда бывает возможно. Задачу усложняют и метеоусловия открытого моря – волнение, ветер, плохая видимость.
Российские специалисты научились двигать айсберги в арктических моряхисточник: rueconomics.ru
Айсберг весом в миллион тонн
«Айсберг стоял, ледокол подходил, мы делали круг, вытравливали канат, потом с палубы ловили свободный конец, поднимали, закрепляли, натягивали и начинали буксировать в нужном направлении. Самый большой (айсберг), который мы „поймали“, был больше 150 метров длиной, столько же шириной и больше 100 в глубину – в общем больше миллиона тонн был», — рассказывает начальник экспедиции.
«Водоизмещение судна — 15 тысяч тонн, айсбергов с подобным водоизмещением практически нет – они более 100 тысяч тонн, в разы больше. Максимальный айсберг был более миллиона тонн – приходилось следить, чтобы не порвать буксировочные тросы», — рассказывает старший помощник капитана «Драницына» Альберт Мосьпан.
Команда ледокола также осталась довольна результатами работы. По словам участников экспедиции, именно капитану приходится принимать непростые решения и брать на себя ответственность. «Мы оцениваем работу на отлично, впервые был проведен такой эксперимент. Никаких повреждений судну и оборудованию не нанесено. Можно брать этот эксперимент за основу для дальнейшей работы», — говорит Мосьпан.
Двигать айсберги можно быстрее
Главный результат экспедиции, по словам ее участников – российским специалистам удалось доказать, что работа по перемещению айсбергов – по силам человеку, и проведенные эксперименты открывают новые возможности для тех, кто работает в арктических морях.
«Самая большая радость – те технические решения, которые мы приняли до начала эксперимента — они все выдержали, все получилось. Можно с уверенностью сказать, что если будет поставлена такая задача на практике, в боевых условиях — есть возможность эту задачу решить», — с удовлетворением отмечает начальник экспедиции.
Ставить рекорды по скоростному перемещению ледяных глыб в открытом море пока никто не собирается. По мнению начальника экспедиции, в будущем будет вполне возможно осуществлять шесть-восемь буксировок в сутки при условии наличия достаточного количества специалистов и оборудования.
Stfw.Ru
Читайте также



Примечание: При комментировании материала просим соблюдать законы Российской Федерации. Пожалуйста, воздержитесь от оскорблений и токсичного поведения.

Сводка событий

02:02 Вместе со смартфоном Xiaomi Mi 9 будет представлен и новый роутер Xiaomi


02:02 В электромобилях Tesla появился режим Dog Mode для поддержания комфортной для животных температуры в салоне


02:02 В 2019 году Google выпустит более доступные смартфоны Pixel, свои первые умные часы и другие аппаратные продукты


02:02 Американский производитель водородно-электрических грузовиков Nikola Motor выпустит и чисто электрические версии моделей Nikola Two и Tre с батареями на 500 кВтч, 750 кВтч и 1 МВтч


02:02 Vodafone Украина построит в Харькове «Золотой кластер» мобильной сети с использованием технологий MIMO 4×4, AAU, 4T6S и 2T9S


02:02 Airbus прекратит производство самых больших авиалайнеров А380 в 2021 году


02:02 500px призналась, что была взломана полгода назад. Хакеры украли данные почти 15 млн пользователей


02:02 Смартфон Homecare V8 всего за $100 в магазине Coolicool


02:02 Смартфон Energizer Power Max P18K Pop получил батарею 18000 мАч


02:02 Jinga Pass 3G с NFC стоит меньше 5000 рублей


02:02 Шефа бельгийской контрразведки отстранили от должности и заподозрили в шпионаже на РФ


02:02 Путин взялся за криминальных авторитетов


02:02 МИД Кубы сообщил о вылетах авиации США в сторону стран Карибского бассейна


Вне компьютерной темы.