Информационные технологииStfw.Ru 🔍
🕛

100 лет Евгению Халдею. Донбасс помнит легендарного земляка

Будучи на Донбассе, я всегда восхищалась тем, что, вопреки войне, вопреки обстрелам и опасностям, в Народных Республиках проводится огромное количество ..., Будучи на Донбассе, я всегда
Будучи на Донбассе, я всегда восхищалась тем, что, вопреки войне, вопреки обстрелам и опасностям, в Народных Республиках проводится огромное количество культурных мероприятий: поэтических вечеров, театральных постановок, выставок… Можно было бы подумать, что «когда говорят пушки, — музы молчат», но нет! Казалось бы, нужно думать о том, как выжить, но на Донетчине и Луганщине чтут историю и культуру, свято помнят заслуженных людей, которые родились на этой земле или же посвятили ей значительную часть своей жизни. Это — и кинорежиссер Александр Ханжонков, и такие поэты, как Павел Беспощадный и Михаил Матусовский, и писатель Борис Горбатов, автор известной книги «Непокоренные»… А также – выдающийся фотограф, военный корреспондент Евгений Ананьевич Халдей. 23 марта этому человеку, которым по праву гордится мужественный шахтерский край, исполнилось бы 100 лет.
На днях в Донецке прошли два мероприятия, приуроченные к этому юбилею. В здании Республиканского краеведческого музея открылась выставка: «Е.А.Халдей – фотокорреспондент Победы», а также было осуществлено гашение специальной марки, выпущенной к этой дате.
Евгений (по документам – Ефим) Халдей родился в Юзовке (так тогда назывался Донецк) 10 (или 23-го, по новому стилю) марта 1917 года. Мальчику был только годик, когда в его жизни случилась трагедия. 13 марта 1918 года его мама и дед погибли во время еврейского погрома. И, хотя женщина успела заслонить сынишку собой, он все же получил тяжелое пулевое ранение в грудь. К счастью, ребенку удалось выжить.
Воспитывала его бабушка. Именно из ее очков 13-летний любознательный подросток вынул линзу, которую использовал при изготовлении самодельного фотоаппарата. Им он и сделал свой первый снимок. А работать будущий выдающийся журналист был вынужден с малолетства – в мастерской фотографа, затем – в паровозном депо, несмотря на свой юный возраст, — нужда заставила. Заработок позволил ему накопить уже на «настоящий» фотоаппарат — Фотокор-1, которым он снимал быт рабочих и улицы родного города.
В 16 лет он начал трудиться корреспондентом – поначалу в местной прессе, а затем – в агентстве ТАСС. В мирные годы темами его работ были суровые трудовые будни. В частности, он снимал репортажи о Днепрострое и о легендарных передовиках Донбасского края – Алексее Стаханове и Паше Ангелиной.
Но вскоре в нашей стране трудовой фронт сменился военным… Великая Отечественная застала фотографа в Москве, где 22 он июня сделал кадр «Первый день войны». На нем запечатлены люди, которые слушают тревожное сообщение Молотова о том, что кончилось мирное время…
Всю войну Евгений Халдей прошел, как поется в песне, «с «Лейкой» и блокнотом» (спустя десятилетия эту «Лейку» продадут на аукционе за двести тысяч долларов). За это время молодой человек сделал огромное количество фронтовых снимков, в которых отразил и боевые действия, и быт солдат, и руины поруганных фашистами городов… Поначалу попал на Северный флот, в Мурманск. Затем вместе с бойцами побывал Новороссийске, Крыму, Болгарии, Югославии, Румынии, Австрии, Венгрии… И, наконец, — в Берлине. Снимал он и важнейшие международные события конца Второй мировой войны и после нее – Постдамскую и Парижскую конференции, Нюрнбергский процесс. Кстати, на этом процессе в качестве доказательств преступлений фашистов использовались и фотографии Евгения Ананьевича, поскольку он запечатлел немало страшных следов войны.
Вот один из страшных моментов, произошедших в Вене во время входа в город Красной Армии. Халдей вспоминал о нем так: «Я пошел в парк у здания парламента, чтобы снять проходящие колонны солдат. И увидел эту картину. На скамейке сидела женщина, убитая двумя выстрелами – в голову и шею, рядом с ней мертвые подросток лет пятнадцати и девочка. Чуть поодаль лежал труп отца семейства. На лацкане у него был золотой значок НСДАП, рядом валялся револьвер… Подбежал вахтер из здания парламента: «Это он, он сделал, не русские солдаты. Пришел в 6 утра. Я видел его и его семью из подвального окна. На улице ни души. Он сдвинул вместе скамейки, велел женщине сесть, то же самое велел детям. Я не понял, что он собирается делать. И тут он застрелил мать и сына. Девочка запротивилась, тогда он уложил ее на скамью и тоже застрелил. Отошел в сторону, оглядел результат и застрелился сам».
А самым известным из фотоснимков Евгения Халдея, безусловно, является «Знамя Победы над Рейхстагом». Эта работа получила международное признание и стала одним из символов Великой Победы советского народа над чумой ХХ века.
И ничуть не умаляет ценность этого снимка то, что он был постановочным. Сам момент штурма Рейхстага корреспонденту снять не удалось. Знаменитый кадр был сделан 2 мая. Точнее, кадров было довольно много, но знаменитым стал самый сильный. Для съемки Халдей привез с собой три красных знамени, сшитых из скатертей.
К сожалению, после войны, в 1948 году, Евгений Ананьевич был несправедливо уволен из ТАСС. Формально – из-за недостаточного образования (ведь он окончил всего пять классов). Фактически был перегиб, связанный с «пятой статьей». И только через десять лет его снимки стали вновь появляться в печати – журналиста взяли на работу в газету «Правда». В этой газете он проработал следующие 15 лет. После чего трудился в редакции газеты «Советская культура», пока не ушел на пенсию.
В 1995 году Евгений Халдей получил высокую оценку на фестивале фотожурналистики во Франции. Кроме того, президент этой страны своим указом присвоил ему звание «Рыцарь ордена искусств и литературы». Это – самая почетная награда в мире искусства.
6 октября 1997 года сердце легендарного фотожурналиста остановилось. Он похоронен на Кунцевском кладбище в российской столице. В этом году будет 20-летие со дня смерти Евгения Халдея.
Сейчас, в его столетний юбилей, память фотожурналиста чтут и в Москве, и на Донбассе. Причем, там, на его Родине, имя человека, который своим искусством сражался с фашизмом, имеет особое значение. Ведь сегодня сам Донбасс вынужден вновь воевать с самым настоящим фашизмом. И у этой войны – уже свои корреспонденты...

Также по теме:
Вне компьютерной темы.