Ученые получили модификации фуллерена с противовирусной активностью по отношению к ВИЧ

Полученные соединения обладают противовирусными, противоопухолевыми и нейрозащитными свойствами Ученые из Сколковского института науки и технологий, Института проблем химической физики РАН, МГУ и Института медицинских исследований KU Leven (Бельгия) получили новые вещества на основе фуллерена, одно из которых обладает ярко выраженной противовирусной активностью по отношению к вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ) и другим вирусам, сообщила пресс-служба Сколтеха. Результаты исследования опубликованы в журнале Organic & Biomolecular Chemistry.«Ранее мы разработали методы синтеза соединений со связями C-C-, C-S, C-N и C-P между каркасом фуллерена и органическими функциональными группами. Водорастворимые соединения, полученные с помощью разработанных нами методов, обладают широким спектром биологической активности — противовирусными, противоопухолевыми и нейрозащитными свойствами» — приводит пресс-релиз слова Павла Трошина, одного из авторов исследования, профессора Центра Сколтеха по электрохимическому хранению энергии.Атомы углерода могут соединяться друг с другом разными способами, образуя различные модификации, например, графит, алмаз или графен. Одна из модификаций — фуллерен, в котором атомы углерода образуют замкнутые каркасные структуры. Шарообразная молекула из 60 атомов углерода похожа на футбольный мяч.Молекулы фуллерена гидрофобны и для того, чтобы сделать их растворимыми в воде, необходимо присоединить несколько ионных функциональных групп — фрагментов молекул, которые меняют свойства фуллерена. Присоединить такие функциональные группы к фуллерену сложно, но ученые решили использовать не фуллерен, а хлорфуллерен, в состав которого уже входят шесть атомов хлора, и который можно легко получить из фуллерена. Замещение атомом хлора на функциональные группы позволяет получать разнообразные производные фуллерена с различными полезными свойствами, в том числе противовирусными.«Биологическое действие соединений сильно зависит от типа связи между углеродным каркасом и функциональными группами. Поэтому мы сосредоточились на получении и исследовании принципиально новой группы соединений, в структуре которых группы присоединены к углеродному каркасу связями C-O. Исследуя взаимодействие хлорфуллерена C60Cl6 со спиртами мы обнаружили несколько новых реакций, позволяющих получать различные классы соединений с присоединенными фрагментами спиртов и гидроксикислот. В исследовании, выполненном нашими коллегами из Католического университета Лёвена (Бельгия), водорастворимое производное фуллерена с пятью остатками 3-гидроксопропановой кислоты продемонстрировало выраженную ингибирующую активность по отношению к вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ)» — сказал Трошин.Ученые считают, что результаты их работы позволят создать на основе фуллеренов противовирусные препараты, обладающих хорошим потенциалом для внедрения в фарминдустрии в будущем.