Российские ученые нашли ошибку в главной догме молекулярной биологии

МОСКВА, 8 июн – РИА Новости. Российские биологи обнаружили, что триада «ДНК-РНК-белок», краеугольный камень современных представлений о работе клеток, взаимодействует не так, как считали ученые последние пятьдесят лет, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.«Когда ученые обнаружили, что эукариотические гены могут подвергаться альтернативному сплайсингу, то предположили, что за счёт этого процесса ген может кодировать огромное количество разнообразных белков. Отчасти это верно: в любом организме есть гены, которые кодируют множество разных белковых изоформ. Но мы показали, что в целом это не так», — рассказывает Игорь Фесенко из Института биоорганической химии РАН в Москве.Основой современных представлений о том, как функционируют клетки, является так называемая «главная догма» молекулярной биологии. Она представляет собой набор принципов, сформулированных Фрэнсисом Криком, первооткрывателем ДНК, в 1970 году для описания того, в какую сторону может двигаться генетическая информация внутри живых организмов.
В соответствии с идеями Крика, передача информации в биологических системах носит универсальный и односторонний характер – ДНК всех живых организмов управляет формой белков и РНК, но не наоборот, и белки не могут менять структуру РНК и ДНК, а РНК – может управлять формой белков, но не ДНК. Есть небольшие исключения, связанные с вирусами, но вирусы формально не являются живыми организмами и поэтому догма для них не исполняется.Впоследствии ученые обнаружили, что догма работает несколько сложнее для клеток человека и других многоклеточных существ – наши гены могут содержать в себе «инструкции» по синтезу не одной, а сразу нескольких белковых молекул. Когда ядро клетки считывает ДНК и формирует молекулу РНК, последняя может быть «отредактирована» клеткой несколькими способами и из нее могут быть выброшены различные «ненужные» части. Это радикально поменяет то, как будет работать молекула белка, которую она кодирует.
Фесенко и его коллеги изучали, как происходит этот процесс, который ученые называют «альтернативным сплайсингом», в клетках одного из самых примитивных и древних многоклеточных живых организмов – мхов Physcomitrella patens.Как рассказывает ученый, изначально его команда пыталась понять, какие функции могут исполнять альтернативные версии белков, инструкции по сборке которых есть в генах мха. Для этого они подвергали его действию различных стрессовых факторов – недостатка воды, света и нутриентов.Вскоре стало понятно, что альтернативный сплайсинг влиял на поведение клеток не так сильно, как в теории, а белковое содержимое клетки зависело от изменений в структуре РНК слабее, чем ожидали ученые. Соответственно, можно говорить о том, что цепочка «ДНК-РНК-белок» нарушилась – изменения в структуре двух первых ее звеньев почти не сказались на работе последнего.Как отмечает Фесенко, рецензенты статьи и редакторы журнала сначала предположили, что российские исследователи могли совершить ошибку при проведении масс-спектрометрического анализа. В открытие поверили только после того, как Фесенко и его коллеги построили компьютерную модель эксперимента и доказали, что клетки должны были содержать в себе в десятки раз больше «версий» белков, если бы альтернативный сплайсинг работал.
Теперь молекулярным биологам предстоит понять, какую биологическую функцию исполняет альтернативный сплайсинг, какова роль взаимодействий между молекулами РНК в этом процессе и как все это влияет на появление новых белковых молекул в клетке.

Провинциальные российские такси-агрегаторы покоряют мирInDriver - достаточно новый сервис такси. Его алгоритм отличается от других. Действует принцип аукциона: пассажир сообщает, куда он хочет поехать, и сам устанавливает цену. Водитель соглашается и отвозит. Или не соглашается - тогда пассажир может сам поднять цену. Те, кто пользовался, знают, что через это приложение можно уехать дешевле, чем через другие сервисы. Модель оказалась успешной: компания, по версии швейцарского инвестбанка UBS, вошла в топ-10 крупнейших агрегаторов страны.InDriver - некогда провинциальная компания. Сейчас она уже работает в Латинской Америке, теперь стремится в Северную и переводит штаб-квартиру из родного Якутска в Нью-Йорк. Пиар-директор компании Михаил Зайцев уверен, что ее бизнес-модель за рубежом приживется:"Наша бизнес-модель предполагает свободу выбора пассажира и водителя. Таким образом, мы, можно сказать, освобождаем пользователя от диктата скрытых алгоритмов, которые довольно часто используются различными сервисами такси и которые склонны к ценовым манипуляциям при учете самых различных факторов, включая дорожную ситуацию и повышенный спрос на автомобили, погодную ситуацию, даже состояние заряда батареи".Михаил Зайцев пиар-директор компании InDriver  InDriver не единственный российский сервис, который уже плотно работает за рубежом. Интересно, что многие агрегаторы, осваивающие иностранные рынки, родом из российской глубинки. Компания "Максим" уже представлена в Европе и тоже планирует прийти в Латинскую Америку. Правда, офис из Кургана переносить не собирается, рассказали в компании.Краснодарский сервис Fasten несколько лет проработал в Штатах, но недавно ушел оттуда. Он не единственный: израильский Gett тоже собирается продать американский бизнес, писало агентство Bloomberg. В США две важные особенности: это очень конкурентный рынок, и там власти устанавливают жесткие требования к таксистам. Будет ли там успешна модель InDriver? Гендиректор транспортной компании "Геннадий такси-сервис" Геннадий Смагоринский узнал о ней от Business FM, и, как у классического таксиста, у него к агрегаторам особое отношение:- Ребята нашли свою нишу, дай бог им здоровья, только удачи, больше ничего не могу сказать, потому что я не хочу ездить по этим ценам, мои водители не хотят ездить по этим ценам.- Вы о такой системе с торгом нигде больше не слышали? Может быть, в мире где-то такая есть?- Не слышал. Хотя слышал, но на улице, когда ты останавливаешь машину и спрашиваешь, сколько будет стоить, он говорит: "Тысяча", а ты ему говоришь: "За 800 отвезешь?" - "Отвезу, только дорогу покажи".Когда-то всех раздражали и бомбилы, и лицензионные таксисты: первые из-за качества, вторые - из-за цены. Потом появились агрегаторы. Сначала всем понравилось, а потом пошли жалобы и на цены, и на качество. Тот же InDriver возник тоже не благодаря, а вопреки. Шесть лет назад в Якутии ударили морозы ниже 50 градусов. Классические таксисты взвинтили цены, и тогда жители начали договариваться друг с другом о поездках через соцсети. Так родился бизнес.Но и к InDriver, как, впрочем, к любому сервису, тоже есть претензии. На днях я лично им воспользовался. Дух человеческих отношений там сохранился. Был мощный ливень, и другие агрегаторы выставили крайне высокие цены, InDriver - на 40% дешевле. Мы уже тронулись, но тут водитель сказал, что ошибся и в мою сторону ему ехать неудобно, потому что он собирается домой. И дело не в деньгах. Я представил, как вылезу из машины в лужу и буду ждать другое такси. Водитель, видимо, представил то же самое. В итоге мы поехали и всю дорогу мило болтали. Кстати, я ему рассказал об американских планах компании. Таксист в ответ засмеялся.

Госдума 24 июля рассмотрит по втором чтении переработанный законопроект об изучении родных языков, чтобы Совет Федерации успел рассмотреть его до конца сессии, которая продлится до 28 июля. Об этом сообщил в пятницу глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов."Что касается текста законопроекта, то он готов. Он будет во вторник [24 июля] приниматься во втором чтении, чтобы уже поступить до конца месяца и в Совет Федерации, чтобы он был рассмотрен уже и Советом Федерации тоже", - сказал Никонов на заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при СФ.Депутат добавил, что новая редакция законопроекта "снимает все озабоченности, которые могли быть у кого бы то ни было в отношении этих поправок".Он напомнил, что законопроект дополняет ст. 11 закона "Об образовании в РФ" следующим положением: "Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов РФ, изучения государственных языков республик РФ, родных языков из числа языков народов РФ, в том числе русского языка, как родного языка". При этом "свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик РФ осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме или переводе на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования"."Мне кажется, что эта редакция сняла все озабоченности. Все остается в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, обязательных для изучения в тех школах, где есть соответствующие программы, и в то же время [дается] возможность изучения русского языка в качестве родного языка по выбору родителей и законных представителей", - отметил парламентарий.Русский язык неродным не посчитаютВ свою очередь, зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елена Афанасьева задала вопрос, не приведет ли формулировка из законопроекта, которая дает возможность изучения "в том числе русского языка как родного языка", к тому, что родители начнут писать заявления, что они не считают русский язык родным.Глава думского комитета по образованию пояснил, что такого не может произойти, так как русский язык является обязательным для изучения во всех школах РФ.Он напомнил, что в образовательной системе РФ есть "пять образовательных линеек, связанных с языком и с расписаниями, которые есть в конкретных школах". Три образовательные линейки, по словам Никонова, вообще не предусматривают предмета "Родной язык", все преподавание ведется на русском языке, а отличаются они либо количеством часов, либо количеством иностранных языков."Есть линейка, которая является линейкой образования на родном языке, например татарском или башкирском. И есть еще одна линейка, в которой преподавание ведется на русском языке, но есть предмет, который называется „Родной язык". Вот возможность выбрать, какой язык является родным. Это прерогатива родителей", - сказал депутат, добавив, что по примерному образовательному плану на этот предмет отводится три часа в неделю.Но и здесь, как заметил Никонов, есть важная оговорка, согласно которой возможность выбора родного языка "осуществляется в пределах возможности образовательной системы". "Естественно, невозможно в каждой школе обеспечить преподавание каждого языка, которые родители могут назвать", - подчеркнул парламентарий.История вопросаВ апреле текущего года группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение палаты поправки в федеральный закон об образовании, которыми предлагалось сделать дисциплиной по выбору изучение в школах родного языка, относящегося к языкам народов России.Как отмечали авторы, "преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации". Кроме того, указывали разработчики, родители имеют право выбирать с учетом мнения ребенка формы получения образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык обучения и воспитания, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, включая родной язык из числа языков народов РФ и государственный язык республик РФ.Однако ряд национальных республик, в частности, Татарстан и Башкортостан, выступили с критикой этого законопроекта. Для доработки инициативы в Госдуме была создана рабочая группа. Как сообщал ее руководитель, глава комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов, ко второму чтению текст законопроекта будет "кардинальным образом переработан".

02:07 В Google ведётся обсуждение возможной замены Android на ОС Fuchsia

15:07 Microsoft Store позволяет теперь удаленно устанавливать приложения

15:07 К 2030 году Китай перейдёт на четырехдневную рабочую неделю - Академия общественных наук Китая

15:07 Отравленный Новичком Чарли Роули неожиданно быстро выписан из больницы, а его подругу умертвили отключив от искусственной вентиляции лёгких

11:07 How It Ends / «Как это заканчивается»

11:07 Far Cry 5 – Lost on Mars: Как тебе такое, Илон Маск?

11:07 Электромобили Volkswagen I.D. CROZZ и I.D. BUZZ будут собирать в США, чтобы избежать дополнительного налогообложения

11:07 Мастер-класс от государственных СМИ. Как рассказать о повышении пенсионного возраста без употребления слов "повышение" и "возраст"

11:07 Китай повышает пенсии 60-летним мужчинам и 50-летним женщинам

07:07 GeForce GTX 1050 3 ГБ: новый фаворит для базовых игровых ПК?

07:07 Раскрыты характеристики и дата презентации смартфона Honor Note 10