Ученые заявили, что одна из программ Пентагона похожа на разработку биологического оружияРечь идет о запрещенном методе, который позволяет заражать сельскохозяйственные культуры вирусамиУченые заявили, что одна из программ Пентагона похожа на разработку биологического оружияНЬЮ-ЙОРК, 5 октября. /ТАСС/. Международная группа ученых пришла к выводу, что одна из исследовательских программ министерства обороны США, предполагающая распространение вирусов с помощью насекомых, очень напоминает попытки разработать новый вид биологического оружия. Об этом говорится в статье, опубликованной в четверг на сайте журнала Science.Насекомые - союзникиРечь идет о программе под названием Insect Allies ("Инсект элайс", можно перевести как "Насекомые - союзники"). Управление перспективных исследовательских программ Пентагона (DARPA - ДАРПА) объявило о том, что занимается ей, в ноябре 2016 года.Как разъясняется на сайте управления, исследователи намереваются разработать метод, позволяющий заражать сельскохозяйственные культуры вирусами, передающими некие полезные гены, повышающие устойчивость растений. При этом, распространять данные вирусы предполагается с помощью насекомых, которые являются их переносчиками. Программа, как заверяют в ДАРПА, призвана укрепить продовольственную безопасность США и защитить сельское хозяйство от различных угроз, таких как засухи, болезни, а также применение биологического оружия другими государствами.По данным СМИ, на программу было выделено около $45 млн. Она рассчитана примерно на четыре года и должна завершиться демонстрацией разработок в теплице.Новое биологическое оружие?Ученые заявили, что одна из программ Пентагона похожа на разработку биологического оружияАвторами размещенной в Science статьи под заголовком "Исследование в области сельского хозяйства или новая система биологического оружия?" являются специалисты из Университета Монпелье (Франция), Института эволюционной биологии Макса Планка (Германия) и Фрайбургского университета (Германия). "По нашему мнению, в контексте обозначенных целей программы ДАРПА знания, которые можно получить в ее рамках, кажутся очень ограниченными применительно к развитию сельского хозяйства в США или реагирования на чрезвычайные ситуации в стране (в краткосрочной и долгосрочной перспективе)", - констатируется в публикации."Более того, в достаточной мере не была проведена дискуссия относительно серьезных практических и нормативных препятствий для использования предполагаемых преимуществ в сельскохозяйственной сфере, - отметили ученые. - В результате данную программу могут широко воспринимать как попытку создания с целью причинения вреда биологических возбудителей и средств их распространения, если это правда, то это является нарушением Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО)".У ученых есть вопросы (они создали специальный сайт)Исследователи, в частности, задаются вопросом о том, почему вирусы предполагается распространять именно с помощью насекомых. Ученые заостряют внимание на том, что аналогичного эффекта, вероятно, можно было бы достичь и путем обычного опрыскивания растений, в том числе с воздуха. Они также указывают, что при чрезвычайных происшествиях, на случай которых, как утверждается, рассчитана программа, будет очень трудно быстро обеспечить массовое разведение насекомых. Авторы статьи призывают специалистов ДАРПА разъяснить, почему необходимо использовать насекомых, и констатируют, что в противном случае управление могут заподозрить в разработке биологического оружия.Исследователи подчеркивают, что вне зависимости от того, действительно ли ДАРПА руководствуется теми целями, о которых заявляет, незначительные изменения в программе Insect Allies позволяют применять ее для создания "нового класса биологического оружия".Авторы статьи также заостряют внимание на том, что не нашли в свободном доступе материалов с оценками того, "какие возможные затруднения" этического характера, а также в сферах торговли и международной биологической безопасности могут иметь место в связи с развитием указанной программы. Ученые подчеркивают, что если и другие государства будут вести аналогичные разработки и придерживаться такого же подхода, правовой режим, "который содействовал тому, что в мире на протяжении более 60 лет по большей части не применяли губительное биологическое оружие, может быть серьезно подорван".В Пентагоне и спорят, и соглашаютсяНа сайте ДАРПА был опубликован ответ на публикацию в Science руководителя программы Insect Allies Блейка Бекстайна. Он заявил, что "не согласен с выводами" исследователей. Бекстайн, в частности, отметил, что программа была разработана, "чтобы представить новые возможности для защиты Соединенных Штатов, в особенности, возможность быстро реагировать на угрозы снабжению продовольствием".В интервью газете The Washington Post, Бекстайн отметил: "Я не думаю, что общественности нужно беспокоиться. Не думаю, что международному сообществу нужно беспокоиться". Вместе с тем он, как отмечает издание, признал, что ряд технологий, разрабатываемых в рамках программы, может иметь "двойное назначение" и применяться как в целях обороны, так и для атаки."Думаю, каждый раз, когда разрабатывают новую технологию, имеющую революционное значение, есть потенциал для использования ее по двойному назначению. Но мы занимаемся не этим. Мы прививаем положительные свойства растениям. Мы сосредоточены на позитивных целях", - заверил исследователь.