Отныне возить нефть и газ по СМП могут только суда под флагом РФ

С сегодняшнего дня вступили в силу поправки к Кодексу торгового мореплавания (КТМ), согласно ним за судами под флагом РФ закрепляется исключительное право вести морские перевозки углеводородов, добытых на российской территории и погруженных на суда в акватории Северного морского пути (СМП), до первого пункта выгрузки или перегрузки.Речь в частности идет о подобных перевозках нефти, природного газа, в том числе в сжиженном состоянии (СПГ), а также газового конденсата и угля. Исключения из данного правила для судов под иностранным флагом допускаются лишь по решению правительства РФ. Однако это не должно противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам России.Поправки при этом не должны распространяться на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до 30 декабря 2018 года, а также международных договоров России, предусматривающих использование судов под иностранными флагами.Таким образом, с 30 декабря в силу полностью вступят все поправки к КТМ, принятые еще в конце 2017 года. Ряд из них, в частности, обязывающих заниматься каботажем только под флагом РФ, вступили в действие еще в феврале 2018 года."Норма "до первого пункта выгрузки или перегрузки" распространяется, по сути, на вывоз продукции из акватории Севморпути до любого пункта назначения - как на территории России, так и за рубежом и затрагивает все направления прямого вывоза - как на рынки Атлантики, так и АТР", отметил директор консультационного центра "Гекон" Михаил Григорьев.И поскольку речь идет о морских перевозках углеводородов, то вступающие в силу 30 декабря поправки напрямую затрагивают компании топливно-энергетического комплекса. Григорьев отмечает, что из акватории СМП вывоз сырья осуществляют "Газпром нефть" (Новопортовское месторождение, нефть), ЛУКОЙЛ (Сандибинское месторождение, нефть, сезонная навигация), "Норникель" (Пеляткинское месторождение, конденсат)."Все их суда ходят под российским флагом, в октябре 2019 ожидается поставка еще одного танкера типа "Штурман Альбанов" для "Совкомфлота" (Новопортовское месторождение), который, очевидно, как и все остальные суда проекта, будет поставлен под российский флаг. Никаких других компаний в обозримой перспективе не просматривается", - говорит он.Эксперт также добавляет, что вне акватории Севморпути отгрузка нефти круглогодично ведется с Варандейского терминала (три танкера) и платформы "Приразломная" (два танкера) в Печорском море - все суда управляются "Совкомфлотом" и ходят под российским флагом, порт приписки Большой порт Санкт-Петербург.Если ограничиться лишь акваторией СМП, говорит Григорьев, то здесь действует несколько схем круглогодичного вывоза нефти, конденсата, СПГ, рудного концентрата и товарного металла из портов Сабетта, включая удаленный терминал Новопортовского месторождения, и Дудинка. И если у всех перечисленных выше компаний суда ходят под флагом РФ, то с проектом НОВАТЭКа и его иностранных партнеров - "Ямал СПГ" - история совершенно другая.Так, в 2018 году вывоз сжиженного газа с проекта "Ямал СПГ" осуществляли 11 судов - ни одно из них не ходит под российским флагом. Вывоз конденсата осуществляли 7 судов - все также под иностранными флагами, отмечает директор центра "Гекон"."Вывоз нефти Новопортовского месторождения осуществляют восемь танкеров трех компаний - все под российским флагом, порт приписки Большой порт Санкт-Петербург. Два из них в сезонную навигацию вывозили нефть Сандибинского месторождения. Вывоз основной части продукции "Норникель" из Дудинки осуществляют пять контейнеровозов и один танкер, все под российским флагом, порт приписки Мурманск", - говорит Григорьев."Что касается проекта "Ямал СПГ", то ни один из 15 газовозов Ямалмакс (Yamalmax), привлекаемые дополнительно газовозы, а также два строящихся для проекта конденсатовоза в настоящее время не ходят под российским флагом", - добавляет он. На вопрос РИА Новости о готовности НОВАТЭКа к введению поправок в Кодекс торгового мореплавания компания ответила следующее: НОВАТЭК оставил данный вопрос без комментариев".Однако еще в апреле 2018 года глава "Новатэка" Леонид Михельсон сообщал, что поправки к КТМ в части транспортировки углеводородов по Северному морскому пути только на судах под флагом РФ содержат исключения, которые позволяют не влиять на СПГ-проекты НОВАТЭКа. Тем не менее компания намеревалась внимательно следить за развитием ситуации.Уже в августе НОВАТЭК обратился в Минтранс РФ с просьбой разрешить компании каботажные перевозки СПГ по Севморпути судами не только под флагом России. Михельсон тогда отмечал, что принятые поправки к Кодексу торгового мореплавания не позволяют использовать 15 газовозов "Ямал СПГ" для каботажа между Сабеттой и планируемыми к строительству комплексами по перевалке СПГ в Мурманске и на Камчатке без соответствующего разрешения правительства РФ. Терминал в Мурманске "Новатэк" рассчитывает построить раньше 2022 года, а на Камчатке - примерно в 2022 году.Вопрос тянулся вплоть до конца 2018 года, несмотря на ряд поручений ответственным ведомствам проработать его. И вот в начале декабря глава Минтранса Евгений Дитрих заявил, что танкерам Arc7 проекта "Ямал СПГ" вскоре могут разрешить каботаж сжиженного природного газа по Севморпути, поскольку эти суда были заложены еще до принятия закона, запрещающего каботаж под иностранным флагом. Он отмечал, что соответствующее распоряжение согласуется и до конца года будет внесено в правительство.При этом Михельсон тогда говорил, что разрешение для 15 танкеров Arc7 "Ямалу СПГ" требуется только на три года. Позднее замглавы минтранса Юрий Цветков сообщил, что ведомство также предлагает выдать разрешение флоту проекта на три года в качестве переходного периода, пока не будут построены отечественные суда или перефлагированы иностранные.
http://stfw.ru
Stfw.Ru
Читайте также


Оставить комментарий
Имя:  

Комментарий:

Примечание: При комментировании материала просим соблюдать законы Российской Федерации. Пожалуйста, воздержитесь от оскорблений и токсичного поведения.

Сводка событий

13:01 Разведка Франции: США лгали про российское вторжение на Украину


13:01 Xiaomi Redmi Note 7 получит больше памяти


13:01 Huawei Mate 20 Pro удивил в тесте камеры в DxOMark


03:01 Япония вывела на орбиту спутник для создания искусственных звездопадов


03:01 Сайт «Ощадбанка» не работает со вчерашнего дня из-за неудачного обновления, на его восстановление потребуются еще сутки


03:01 Норвегия достигла отметки в 200 тыс. электромобилей, в прошлом году каждый третий новый купленный автомобиль был электрическим


03:01 Tesla уволит 7% сотрудников для сокращения расходов


03:01 Microsoft прекратит поддержку и выпуск обновлений для Windows 10 Mobile в декабре 2019 года


03:01 Google показала, как пустынно будет выглядеть поисковая выдача в случае принятия Директивы ЕС о защите авторских прав


03:01 Раскрыт дизайн смартфона LG G8


03:01 Ноутбуки Sharp Dynabook G весят меньше 800 граммов


03:01 Латвия: В Лиепае между латышскими и русскоговорящими школьниками началась, возможно, националистическая "война"


16:01 В Украине стартовали продажи сверхлегкого ноутбука Acer Swift 5 по цене от 32999 грн (14″) и 37999 грн (15,6″)


Вне компьютерной темы.