Информационные технологииТехнологииПоиск

11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом

  • Stfw.Ru
  • Новости
11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским СеломНа дворе первая половина 19 века: золотое время русской литературы, ещё слышны отзвуки войны с Наполеоном, а Петербург расцветает пышными образцами классицизма. В это время в мире всё больших масштабов обретает промышленная революция, движимая паровым двигателем. Появляются первые железные дороги с паровозами в Великобритании, Германии, Бельгии. Рано или поздно они должны были появиться и в Российской империи.Как и во многих других предприятиях, первым энтузиастом в области развития железных дорог в России стал иностранец - подданный австрийской империи чех Франц Антон Герстнер (или по-чешски Франтишек). Его отец был автором хрестоматийной монографии по прикладной механике, поэтому сын перенял увлечение техникой. Появление первых железных дорог вдохновило Франца, он считал строительство новых линий крайне выгодной и перспективной затеей и даже поучаствовал в создании в 1830 году конной железной дороги в Богемии. Но, как и всякие нововведения, подобная затея не вызвала воодушевления на его родине. Тогда он обратил внимание на Россию, где в силу больших пространств транспортная связь играла одну из ключевых ролей в развитии экономики (в чём чех убедится позднее в ходе командировок по Уралу).11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским СеломФранц Герстнер-младший, идейный вдохновитель железных дорог в РоссииФранц Герстнер направил несколько писем высокопоставленным чиновникам Российской империи вплоть до императора Николая I с просьбой поработать на благо страны. В результате его просьба была удовлетворена, и чех приступил к исследованиям транспортной обстановки. В 1835 году он добился аудиенции у императора, где горячо доказывал необходимость строительства железных дорог. В том же году с Николаем встречался и другой адепт технического прогресса - знаменитый промышленник Сергей Иванович Мальцов, который через сорок лет положит начало целой сети собственных узкоколеек. Перед встречей он посетил конную железную дорогу, построенную по проекту Герстнера, и делился впечатлениями императором.Государь упомянул об опасности железных дорог, указав, что в Англии при открытии какой то дороги задавили лорда. Против этого, я старался выставить, каким опасностям подвергаются у нас при езде на лошадях. Тогда Государь сказал: "а снега? ты забыл, что у нас 6 месяцев нельзя ездить будет?" на этот вопрос я доложил, что можно будет очищать. Государь еще что-то пошутил, но мой рассказ произвел на него впечатление,- вспоминал потом Мальцов.11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским СеломСергей Иванович Мальцов тоже приложил руку и слово к процессу появления на свет российских железных дорогНиколай I живо интересовался идеями Мальцова и Герстнера, но его окружали и активные противники железнодорожного строительства, в частности министр финансов Егор Францевич Канкрин. Как-то на балу в присутствии Канкрина:Тут Государь спросил меня, куда бы я повел дорогу? я отвечал: из Москвы одну в Китай, другую в Индию. Государь, обратись к Канкрину: "отправь его в сумасшедший дом!", засмеялся и пошел. Тем не менее, Герстнер не оставлял надежд реализовать свой проект в России. Первая возможность ему выпала прямо в Санкт-Петербурге, где по его проекту возвели временную узкоколейную дорогу для доставки материалов к строящемуся Исаакиевскому собору. По воспоминаниям одного из членов французской делегации, посетившей стройку, пылкий чех с увлечением показывал свою узкоколейку и рассказывал о великом будущем железных дорог:Поверьте, мы убедим Канкрина пожертвовать извозным промыслом и водяным сплавом. Мы заглушим жалкий лепет русских министров о том, что провиденье назначило для России на зиму санную дорогу. Мы покроем все страны железными путями - Урал, Волгу и Вислу мы свяжем с обеими столицами. Из Петербурга магической силой паров вы домчитесь в три дня до Парижа. Рельсы пересекут пустынные пески Азии и Африки. Непобедимые локомотивы прорежут прерии и саванны обеих Америк... Мы победим пространство и время!Герстнер предлагал довольно дерзкий план по строительству железнодорожных линий между Петербургом, Москвой, Нижним Новгородом... а взамен просил 20-летнюю монополию на эту деятельность. В итоге его уговоры сделали своё дело, но лишь в виде компромиссного варианта: император дозволил строить "опытную" железную дорогу из Петербурга в Царское Село. Граф Канкрин такое решение прокомментировал язвительно:"ну, это можно; вот в Павловске кабак, к нему дорога; это полезно".Собрав необходимую для начала строительства сумму денег путём выпуска акций и поиска инвесторов, Герстнер стал заключать контракты на поставку рельсов, подвижного состава и прочего оборудования в Англии и Бельгии. Начались изыскания, в ходе которых было решено использовать необычно широкую колею 1829 мм вместо стандартной европейской 1435 мм.11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селомрисунок первого паровоза Гакворта для Царскосельской железной дорогиПредполагалось, что более широкая колея позволит увеличить пропускную способность и перевозить на вагонах конные экипажи (первая версия автомобилевозов!). Трасса дороги наметилась от Обводного канала в районе нынешнего Витебского вокзала напрямую до Царского Села и далее до Павловска. Поезда должны были следовать мимо 4 станций: Санкт-Петербург, Московское шоссе (Шушары), Царское Село и Павловск. Последняя станция должна была располагаться прямо в парке при Павловском дворце, для чего было дано личное разрешение брата Николая I Михаила Павловича.Весной 1836 года началось строительство однопутной железной дороги. Естественно, количество возводимых инженерных сооружений выросло по сравнению с планами, равно как и смета. Ещё полтора миллиона рублей акционерному обществу Царскосельской дороги пришло занимать у государства. Несмотря на эти трудности, несмотря на тяжёлый быт рабочих, уже осенью 1836 года были уложены пути на большем протяжении будущей магистрали. И хотя к назначенному сроку строители не успевали, Франц Герстнер решил открывать движение на участке от Павловска до Царского Села. В ноябре начались обкатки паровозов, а 11 ноября состоялся торжественный пуск поезда с императорской семьёй на коротком отрезке железной дороги. Первые рейсы чешский пассионарий решил вести сам.11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селомрисунок Ф. Мартенса "Первый проезд Императора Николая I по Царскосельской ж.д."Первый парк подвижного состава Царскосельской линии состоял из шести паровозов бельгийской и английской сборки с заводов Гакворта, Стефенсона, Коккериля и др. Локомотивы тогда не имели привычной маркировки, но зато получили собственные имена: "Слон", "Проворный", "Богатырь" и т.д. Свои имена получили и пассажирские вагоны или кареты, различавшиеся по классам обслуживания (впрочем, все они были без отопления и света, так что комфорт был так себе). Самые дорогие вагоны I класса с мягкими сиденьями называли "берлинами", II класса - "дилижансами", III класса с деревянными лавками - "шарабанами". Ещё были открытые платформы без рессор для карет и отважных смельчаков. В те времена вагоны ещё не называли вагонами, а были они экипажами, повозками и всем таким лошадиным.Писатель Валентин Пикуль, мечтавший водить паровозы, описывал впечатление публики от Царскосельской дороги так: "Эта первая дорога сделалась модной забавой для петербуржцев, а вид локомотива ошеломлял пассажиров: "Не можем изобразить, как величественно сей грозный исполин, пыша пламенем, дымом и кипячими брызгами, двинулся вперед", а за ним тащились, сцепленные воедино не вагоны, а экипажи с дилижансами и платформа с дровами для отопления "исполина"... В нотных магазинах Петербурга раскупались ноты "паровой мазурки" по названию "Locomotive"."11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селомпоезд на станции Царское Село, фотография с сайте pastvu.comВ 1837 году продолжалось строительство железной дороги в сторону Петербурга. Однако кризис и резкое увеличение сметы вынудило правление акционерного общества просить государство о займе в 1,5 миллиона рублей для окончания сооружения паровозной линии. Оказалось, что нужно построить больше мостов, осушить больше шушарских болот и вообще потратить гораздо больше, чем планировалось. Скрепя сердцем государство согласилось выделить заем, благодаря чему в том же году стройка была окончена. 30 октября состоялось грандиозное открытие Царскосельской железной дороги. Первый поезд из Санкт-Петербурга вёл сам Герстнер, он отправился в 12:30 и прибыл в Павловск через 30 с небольшим минут. Уже тогда скорости достигали 65 км/ч. Кстати говоря, император Николай I на открытии дороги не присутствовал, а опробовал её на деле лишь весной 1838 года. Тогда же паровая тяга окончательно сменила лошадиную, ведь поначалу конные поезда возили пассажиров по будним дням, а паровозы по выходным.11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским СеломПассажирский павильон разъезда Московское Шоссе. Рисунок Б. ЯнушаПо воспоминаниям государственного секретаря М.А. Корфа, отбоя от желающих проехать по диковинной дороге не было:"Поездки по Царскосельской железной дороге идут с блистательным, превзошедшим всякие надежды и расчеты успехом. На днях открыта и дорога из Царского в Павловское, где выстроен на счета общества вокзал - чудо вкуса и великолепия. В последнюю неделю с одного воскресенья до другого включительно собрано около 50 000 руб. серебром, и в том числе в одно последнее воскресенье 12 880 руб.! И все это в погоду, хотя и ясную, но совсем еще не настоящую летнюю. Несмотря на довольно дорогие цены, едут люди всех классов, разумеется, больше из любопытства, чем по действительной потребности. И beau monde наш пока совсем еще не устраняет себя от этого удовольствия. Только малое число трусливых староверов предпочитает еще тихую езду по пыльному шоссе. - Раз, два, счастливо; а потом и быть какой-нибудь беде; так лучше кататься по-старому: хоть тише, да безопаснее, - говорят они. Это я слышал вчера между прочим от князя Голицына и Сперанского, которые теперь часто ездят между Царским и Петербургом; один к царским детям, а другой к своей дочери. Но и их мало кто слушает, и доказательство, что в последнее воскресенье недостало в Царском, под конец дня, ни шампанского, ни хлеба, не говоря уже о прочем."
 11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селомплощадь перед вокзалом в ПавловскеА вот в Петербурге выстроить сравнимый по красоте вокзал не удалось. У Герстнера и компании возникли проблемы с выкупом земли, поэтому первые несколько лет пассажирам пришлось довольствоваться временными деревянными постройками. Лишь в 1849-1852 г.г. было выстроено каменное здание по проекту архитектора Тона, да-да, в те же самые годы, когда он занимался и вокзалами Николаевской железной дороги.На раздельных пунктах Московское Шоссе и Царское Село пассажирские павильоны были выстроены даже раньше павловского. Их проектировал итальянец Фоссати и сделал похожими на средневековые ратуши: над основыми объёмами сооружений возвышались квадратные башни с часами. К сожалению, ни один из этих вокзалов не сохранился... И вообще вокзалы в Царском Селе менялись так часто, что ни один из них не простоял дольше полувека (разве что самый последний).11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селомпервое здание вокзала в Царском Селе. Реконструкция Л. КореневаПопулярность железнодорожной линии в Царское Село росла в том числе за счёт петербуржцев, полюбивших окрестности Павловска как дачную местность. К тому же Герстнер позаботился о прибыльности своего детища, обустроив гостиницы и проводив маркетинговые кампании. Поэтому уже в первые годы работы линии ей воспользовалось почти в два раза больше пассажиров, чем было запланировано. Неутомимый чех утирал нос всем скептикам. В их числе был и Александр Пушкин, с опаской относившийся к затее и видевший основной вызов в снежных заносах, которые станут "одной из самых тягчайших повинностей для народа". Кстати, именно из-за боязни снежных заносов Царскосельская линия прошла по высоченной насыпи высотой более двух метров, которая бросается в глаза на старинных гравюрах. А великому писателю так и не удалось воспользоваться услугами поезда - он погиб до открытия дороги...11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селомпроект станции Царское Село из альбома сооружений российских железных дорогНесмотря на небольшую по нынешним меркам протяжённость, Царскоселькую железную дорогу обслуживал обширный штат сотрудников: комиссары станций, кондуктора разных званий, писари, сторожа, машинисты, кочегары, работники мастерских и т.д. Только одних охранников вдоль полотна "трудилось" более 60 человек. Управляло всем этим хозяйством Правление акционерного общества, на протяжении почти 70 лет видоизменявшееся вслед за правками в Уставе. Правки вносил лично император.11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селомпоезд прибывает на станцию ПавловскПервый управляющий железной дорогой недолго пробыл на своём посту - увы, погиб в 1839 году в результате аварии. А уже в 1840 году в России произошла первая крупная железнодорожная катастрофа. К ней, как говорят, привело банальное пьянство, причём под шофе был машинист-англичанин Максвелл. Он не стал следовать инструкциям и останавливаться для ожидания встречного поезда на станции Московское шоссе, а поехал дальше и вскоре его паровоз "Богатырь" неминуемо приближался ко "Льву". Машинист успел спрыгнуть, а поезда столкнулись, что привело к гибели 7 человек. Так началась история техники безопасности на железной дороге...В 1840-е г.г. Царскосельская линия становится ещё и учебным полигоном для жаждущих познать железнодорожное дело. Здесь обучались инженеры и машинисты, испытывались новые образцы паровозов, осознавали нецелесообразность сооружения столь широкой колеи и просто работали хорошие парни. Их навыки впоследствии пригодились при строительстве и эксплуатации старшей сестры - Николаевской железной дороги, открытой в 1851 году. Магистраль между Москвой и Петербургом отодвинула на второй план свою предшественницу, которая отныне стала небольшой дачной линией. Тем не менее, в 1876 году на ней открывается второй путь. В том же году рядом с вокзалом в Павловске открывает двери для зрителей роскошный деревянный театр, построенный по проекту архитектора Н. Бенуа (того самого, что приложил руку и к вокзалам Петергофской линии) и соединённый с вокзалом деревянной галерей. Хотим верить, что именно театр стал высококультурной причиной сооружения второго пути, ведь заказчиком обоих начинаний было акционерное общество Царскосельской железной дороги.11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селомчертёж деревянного театра в ПавловскеПомимо расцветавшей театральной и ресторанной жизни изменилось и содержание музыкальной стороны павловского вокзала. С середины 1870-х г.г. дирижёры окончательно отходят от лёгкой застольной музыки и начинают играть серьёзные произведения, в том числе из русской классики. Наибольшего же расцвета культурная жизнь достигла на рубеже 19-20 веков, когда дирижёром концертного зала был скрипач Н.В. Галкин. При нём выступали Шаляпин и хор Архангельского, игралась музыка Вагнера, Бетховена, Сибелиуса и др. В театре, ставшим филиалом Александровского театра Петербурга, ставились спектакли с участием многих знаменитых тогда актёров.11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селоммузыкальный вечер у Павловского вокзалаВ начале 1900 года Царскосельская железная дорога как самостоятельная организация перестаёт существовать - её приобретает общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (МВРЖД) по указанию Николая II. С этого момента начинаются коренные изменения в жизни некогда уединённой дачной линии. Она теряет свою особенность - непривычно широкую колею - и перешивается на 1524 мм. Появляется станция Павловск-II, откуда тянется магистраль до Варшавской железной дороги и Витебска. А в Санкт-Петербурге строится великолепное здание Витебского вокзала в стиле модерн по проекту архитектора Брзожовского (он же автор Рижского вокзала в Москве). Оно заменило менее пышное строение архитектора К.А. Тона, простоявшее с середины 19 века. До этого роль вокзала Царскосельской дороги в Петербурге выполняло временное деревянное здание. Вместе с Витебским вокзалом в 1904 г.г. открывается и новый вокзал на станции Царское Село.11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селомновый царскосельский вокзал, построенный в 1904 году. Фото с сайта pastvu.comСпустя девять лет, в 1912 году железные дороги в России отмечали своё 75-летие. В новом здании правления общества МВРЖД в Петербурге состоялось грандиозное пиршество. А павловский музыкальный вокзал отмечал юбилей в течение всего сезона. По замыслу дирижёра А.П. Асланова с мая по октябрь оркестр должен был пройтись по всем музыкальным эпохам, когда-то звучавшим в стенах здания. Одни только желающие посетить концерты забивали поезда из Петербурга до отказа.11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селомвнутри павловского вокзала. Меньше, чем через 20 лет от него не останется и следаПосле революции в довоенное время сохранялась ещё ветка в Павловский парк и вокзал с концертным залом. Деревянный театр, к сожалению, сгорел в 1931 году, но концертная программа продолжалась в здании вокзала до Великой Отечественной войны, во время которой Павловск оказался в фашистской оккупации. И вокзал со столетней истории был уничтожен, так же, как и вокзал в Царском Селе. Остался лишь фонтан и пути в глубине павловского парка. Да и рельсы через несколько лет были разобраны, а на их месте теперь просека по имени Железнодорожная хранит память о трассе бывшей железной дороги.11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селомпамятный камень - единственное напоминание о некогда величественном зданииЧто стало с другими героями нашего рассказа? Предприимчивый Герстнер, благодаря которому и появилась Царскосельская железная дорога, вскоре после её открытия уехал в США по поручению императора изучать тамошнюю сеть стальных магистралей. В 1840 году он умер в Филадельфии. Недавно возле Витебского вокзала открылся памятник неутомимому чеху. На месте бывшего вокзала в Павловске теперь футбольное поле и опушка леса да памятный камень. А 30 октября можно тихо-скромно отмечать зарождение железнодорожного дела в России.Царскосельская железная дорога была не только первой железной дорогой; в течение нескольких десятков лет она ещё и являлась средоточием культуры. Уникальное явление - музыкальные поезда! А такие ходили в Павловск. И как было бы здорово снова увидеть их, подъезжающие к изящному зданию вок-сала летним вечером. Может, будут?
* При комментировании просим соблюдать законы Российской Федерации.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Начальника Свердловской железной дороги задержали за взятку

Daily Mail: Амуро-Якутская магистраль в России - выдающееся достижение

В Москве в товарном поезде обнаружили взрывчатку

Вне компьютерной темы.
Мы в соцсетях
Последние новости