Физики из МФТИ обещают "разогнать" память компьютера в тысячи раз

источник: cdn5.img.ria.ru МОСКВА, 10 окт – РИА Новости. Ученые из МФТИ, Германии и Нидерландов нашли способ значительно увеличить скорость ..., источник: cdn5.img.ria.ru
источник: cdn5.img.ria.ru
МОСКВА, 10 окт – РИА Новости. Ученые из МФТИ, Германии и Нидерландов нашли способ значительно увеличить скорость работы компьютеров при помощи терагерцового излучения, которое сможет переключать ячейки их памяти в тысячи раз быстрее, чем магнитное поле, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Photonics.
«Мы сделали важный шаг на пути к терагерцовой электронике: показали качественно новый подход к контролю намагниченности с помощью коротких импульсов терагерцового излучения. Насколько нам известно, наша работа — первый пример подобного применения Т-лучей», — заявил Анатолий Звездин из Московского Физтеха в Долгопрудном, чьи слова приводит пресс-служба института.
Как объясняют ученые, терагерцовое излучение относится к числу самых перспективных направлений исследований в области оптики, микроэлектроники и в других высокотехнологичных сферах. В перспективе, волны такого типа можно приспособить для сверхскоростной передачи информации, наблюдения за работой живых клеток в режиме реального времени и множества других целей.
Звездин и ряд отечественных и зарубежных ученых под руководством Себастиана Байерля (Sebastian Baierl) предложили использовать терагерцовое излучение для создания светового аналога жестких дисков, в которых ячейки магнитной памяти будут переключаться не магнитным полем, вырабатываемых головками накопителя, а пучками Т-лучей.
Они проверили эту идею, попытавшись поменять магнитные свойства ортоферрита тулия – соединения тулия, железа и кислорода, обладающего ферромагнитными свойствами. Эти свойства, как объясняют ученые, задаются спинами атомов в микрокристаллах внутри пластин этого материала, однако, как показал эксперимент, это можно сделать и при помощи терагерцовых импульсов излучения.
Как показал эксперимент, что пучки т-лучей меняют магнитные свойства и ионов железа, и ионов тулия, причём они действуют почти в 10 раз сильнее внешнего магнитного поля. Благодаря этому российские и зарубежные физики открыли очень быстрый и действенный метод перемагничивания материала, который подходит для создания сверхбыстрой памяти.
По словам авторов статьи, ортоферрит тулия — не единственный материал, который можно «переключать» Т-лучами. Он достаточно удобен для демонстрации, но сам предложенный способ контроля намагниченности можно использовать во многих других магнитных материалах, более интересных с практической точки зрения.
Как отмечает Звездин, данные эксперименты являются своеобразным продолжением тех исследований, которые советские ученые вели в прошлом в Московском университете. «В СССР ортоферриты исследовала группа в МГУ, и у нас был приоритет в этой области. В каком-то смысле, наша работа — продолжение тех исследований», — заключает физик.