Информационные технологииStfw.Ru 🔍
🕛

Десантный модуль "Schiaparelli" российско-европейской миссии "ЭкзоМарс-2016" спустился на Марс и пропал

Красная планета вновь озадачила пытающихся разгадать ее секреты землян на фоне усилившихся на Земле дискуссий о возможности колонизации Марса: орбитальный ..., Красная планета
Красная планета вновь озадачила пытающихся разгадать ее секреты землян на фоне усилившихся на Земле дискуссий о возможности колонизации Марса: орбитальный модуль TGO долетевшей до Красной планеты российско-европейской миссии «ЭкзоМарс-2016» успешно закрепился на орбите, а вот её спускаемый модуль Schiaparelli замолчал сразу после «примарсивания».
«Контакт с демонстрационным посадочным модулем „Скиапарелли“, который должен был совершить посадку на поверхность Марса, пока не налажен», — сообщила вечером в среду госкорпорация «Роскосмос».
Разбился ли он при посадке на планету, отказало ли у него передающее устройство или дело в «зашумленном» сигнале, пока никому на Земле неизвестно.
МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ
Российско-европейская миссия «ЭкзоМарс-2016» стартовала 14 марта 2016 года запуском с космодрома Байконур ракеты-носителя «Протон-М» с космическим аппаратом в составе орбитального модуля TGO (Trace Gas Orbiter) и демонстрационного спускаемого модуля Schiaparelli.
19 октября орбитальный модуль TGO вышел на орбиту Марса.
«TGO вышел на высокоэллиптическую орбиту (298 х 95 856 км) с периодом 4 марсианских суток (чуть больше 4 земных суток) и будет оставаться на ней до конца 2016 года», — сообщило в среду Европейское космическое агентство (ЕКА).
TGO включил двигатели на торможение на 134 минуты для снижения скорости до уровня, достаточного для «захвата» орбитального модуля гравитационным полем Марса. Окончание маневра TGO пришлось на период «затенения» (аппарат находился за Марсом, сигналы от него на Земле не принимались).
ЕКА также сообщило, что десантный модуль Schiaparelli приземлился в среду на поверхность Красной планеты. Он вошел в атмосферу Марса на высоте около 122,5 км со скоростью около 21 000 км/ч. Парашют раскрылся на высоте около 11 км при скорости порядка 1650 км/ч.
Руководитель отдела наземных научных комплексов Института космических исследований РАН Владимир Назаров подтвердил посадку модуля на Марс, и отметил, что его состояние пока определить не удалось.
«Посадочный модуль находится на Марсе. Однако диагностировать его состояние пока не можем. Сигнал от него принимался индийским радиотелескопом и сигнал был очень слабый», — сказал он на конференции в Москве.
Позднее ЕКА сообщило, что от Schiaparelli поступает сигнал, но отсутствуют данные телеметрии. «В записи, полученной с „Марс Экспресс“, содержится только сигнал, но нет телеметрии», — говорится в официальном твиттер-акаунте агентства.
Отсутствие телеметрии с модуля «ЭкзоМарса» «Скиапарелли» может говорить о его повреждении, сообщил «Интерфаксу» источник в ракетно-космической отрасли. «Отсутствие телеметрии может быть следствием повреждения передающего устройства модуля», — сказал источник.
Он не исключил, что «с другой стороны обработка телеметрии может занять длительное время из-за естественной задержки в передаче сигнала».
Со своей стороны представитель ЕКА сообщил журналистам, что сигнал с модуля «Скиапарелли» будет проанализирован к утру. «Аппарат передавал информацию до посадки, сигнал оборвался. Расшифровка сигнала продолжается, и анализ должен завершиться к утру», — сказал он.
А представитель Института космических исследований РАН предположил, что задержка может быть связана с плохим качеством сигнала. «Сигнал был очень сильно зашумлен и расстояние большое. Доставать сигнал из-под уровня шума может занять длительное время», — заявил он журналистам.
«Роскосмос» пока не теряет надежды установить связь с севшим на Марс аппаратом.
По информации «Роскосмоса», если модуль совершил «мягкую» посадку на поверхность планеты, то шансы установить с ним связь сохраняются еще несколько дней.
«Аккумуляторы должны поддерживать его работоспособность от трех до десяти дней, в течение которых появится возможность установить связь с посадочным модулем», — отметили в госкорпорации.
НАУЧНЫЕ ЗАМЫСЛЫ
Первый этап проекта «ЭкзоМарс-2016» включает в себя созданные Европейским космическим агентством (ЕКА) орбитальный модуль и демонстрационный десантный модуль.
Орбитальный модуль КА TGO (Trace Gas Orbiter) предназначен для изучения малых газовых примесей атмосферы и распределения водяного льда в грунте Марса.
Российский ИКИ РАН подготовил два прибора для TGO: спектрометрический комплекс АЦС и нейтронный спектрометр ФРЕНД.
TGO начнет свою научную миссию в конце 2017 года, после года сложных маневров торможения и перехода на круговую орбиту. Впоследствии он также будет выступать как ретранслятор сигналов, передаваемых с ровера (марсоход), который войдет в состав следующей миссии — «ЭкзоМарс-2020».
Демонстрационный десантный модуль Schiaparelli, как предполагалось, протестирует ряд технологий, обеспечивающих контролируемый спуск и посадку на Марс в рамках подготовки для будущих миссий.
На борту модуля есть пакет научной аппаратуры, которая, как предполагалось, будет записывать скорость ветра, влажность, давление и температуру во время посадки. Ожидалось, что аппаратура также получит первые научные данные по электрическим полям на поверхности Марса, которые в сочетании с исследованиями концентрации атмосферной пыли обеспечат новое понимание роли электрических сил в процессе возникновения пылевых бурь на этой планете.
МЕЧТЫ О КОЛОНИЗАЦИИ МАРСА
Тем временем на Земле в последнее время вновь заговорили о возможности колонизации Марса. Причем речь идет уже не о научной фантастике, а о вполне реальных бизнес-проектах.
В конце сентября 2016 года глава американской компании SpaceX Илон Маск представил свой план колонизации Марса.
План И.Маска подразумевает создание многоразовой транспортной системы, которая позволит довезти до Марса 100 человек за 80 дней, а затем сократить этот срок до 30 дней. Транспортная система состоит из космического корабля, который заправляться метаном и кислородом на орбите Земли и на Марсе после посадки.
И.Маск пояснил, что для достижения цены билета в $200,000 транспортная система должна быть многоразовой. Он считает, что колония должна состоять из миллиона человек, что сделает ее самоокупаемой. По его планам, это может занять 100 лет.
Первый полет SpaceX на Марс может состояться в 2022 году.
А президент США Барак Обама в октябре заявил, что власти страны в сотрудничестве с американскими частными корпорациями сумеют организовать экспедицию астронавтов на Марс к 2030-м годам.
«Мы определили четкую цель следующего этапа в истории освоения космоса Америкой: отправить людей на Марс к 2030 годам и благополучно вернуть их на Землю. Конечная цель заключается в том, чтобы однажды люди смогли остаться там (на Марсе — ИФ) на продолжительное время. Чтобы добраться до Марса, нам потребуется постоянное сотрудничество между властями страны и частными партнерами, предлагающими инновации. Работа в этом направлении уже активно ведется», — написал он в статье, опубликованной 11 октября на сайте Си-Эн-Эн.
МАРС МОЖЕТ СТАТЬ ДЛЯ ЗЕМЛЯН ВТОРЫМ ДОМОМ
Представитель Брауновского университета (США) Джеймс Хед заявил «Интерфаксу», что на Марсе существуют условия для того, чтобы стать для людей вторым домом, если Земля окажется непригодной для жизни.
«На Марсе есть достаточно воды для того, чтобы его обитатели могли существовать автономно от Земли. В случае если Земля станет непригодной для жизни, на ней произойдет какая-то катастрофа, Марс может стать для землян вторым домом. Для этого есть условия», — сказал Д.Хед.
НО КАК БЫТЬ С РАДИАЦИЕЙ?
Между тем в Российской академии наук не верят в колонизацию Марса до 2040 года. Там считают, что сначала надо с помощью автоматов построить на Марсе защищающее от радиации убежище и суметь долететь до Красной планеты за 2 недели при помощи быстрого космического перелета.
«На Марс люди точно полетят, но сейчас мы к этому не готовы технологически. В 40-50 годах это можно будет сделать», — заявил в середине октября «Интерфаксу» руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований (ИКИ) РАН Игорь Митрофанов.
Основным препятствием для полета на Марс он считает радиацию, а возможным решением этой проблемы — быстрый перелет.
По его словам, радиационная обстановка в космосе на современном этапе препятствует отправке пилотируемых экспедиций на Марс; она плохо предсказуема и формируется на основе двух компонентов — компоненте космических лучей и компоненте протонных событий.
«Первый компонент меняется с периодом в 11 лет. Предельная доза радиационного излучения, которую могут получить космонавты при перелете, зависит от того, в какой фазе солнечного цикла экипаж полетит. Что касается протонных событий, то пока что мы не умеем их предсказывать. При этом доза радиации, которую экипаж может получить во время такого события, может существенно превысить летальную», — предупредил ученый.
«Возможным решением проблемы радиации, препятствующей дальним пилотируемым космическим полетам, является быстрый перелет. Если мы до Марса сможем долететь за две недели — месяц, то на этот период можно составить прогноз радиационного фона», — считает И.Митрофанов.
При этом он отметил, что задача состоит не только в том, чтобы «слетать туда и обратно, а в том, чтобы находиться какое-то время на поверхности Марса, а поверхность Марса не защищена от радиации».
«Поэтому мы должны специальными автоматами на поверхности Марса построить радиационное убежище для экипажа, который туда прилетит. Строить такие убежища достаточно просто — должен быть метр реголита, который защищает от космических лучей», — рассказал И.Митрофанов.
«И тогда уже можно будет лететь», — заключил ученый.

Также по теме:
Вне компьютерной темы.