Российские ученые научились лечить незаживающие раны холодной плазмой

Российские ученые разработали новый способ лечения опасных незаживающих ран. Добиться восстановления и даже омоложения клеток в поврежденных тканях им удалось с помощью холодной плазмы.
Почему это так важно? «Вечные» раны — настоящая проблема для медиков: она не только осложняет течение хронических болезней, но даже может привести к ампутации конечностей. К примеру, незаживающие язвы возникают при сахарном диабете из — за поврежденных сосудов и высокого содержания глюкозы в крови. При онкологии и ВИЧ наступает тотальное ослабление иммунитета, и буквально любая бактерия, попадающая в рану, становится опасной. А у пожилых людей все плохо заживает из-за низкой скорости деления клеток.
Ранее ученые из разных стран уже пытались применять холодную плазму (ионизированный газ с долей заряженных частиц около 1%) для решения этой проблемы. Однако добиться устойчивых положительных результатов удалось российским специалистам. Они предположили, что процесс заживления напрямую зависит от способа плазменной обработки. Чтобы найти оптимальный вариант, физики облучили разные типы клеток кожи один, два и три раза при температуре всего 30-40 градусов Цельсия.
Первые два сеанса благотворно сказались на их состоянии, не привели к появлению «поломок» в ДНК и другим негативным последствиям. Кроме того, обработанные плазмой клетки дольше росли и активнее размножались.
После однократного облучения их число увеличилось на 42%, а после двукратного — на 32%.
— Положительные результаты могут быть связаны с активацией механизма аутофагии ( «самопоедания». — Прим. ред.) в клетках, — говорит завлабораторией клеточных и молекулярных технологий МФТИ Елена Петерсен.- Из них удаляются поврежденные органеллы, что в конечном счете перезапускает обменные процессы и ведет к регенерации.
Самое интересное, что обработка плазмой еще и омолаживает клетки: концентрация бета — галактозидазы — фермента, который считается «маркером» старения, в них значительно снижается. Теперь специалисты планируют изучать эффективность «плазменного» лечения, учитывая возраст пациента.
Статья об открытии ученых из Московского физико-технического института, Объединенного института высоких температур
РАН и НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Гамалеи опубликована авторитетном журнале Journal of Physics D: Applied Physics.