Информационные технологииStfw.Ru 🔍
🕛

Россию захлестнула волна банкротств. Российский бизнес не умеет работать в условиях кризиса. Масла в огонь добавляет его затяжной характер

С начала 2014 года и в течение двух следующих кризисных лет в России обанкротилось более 25 тыс. компаний, подсчитал Центр макроэкономического анализа ..., С начала 2014 года и в течение
С начала 2014 года и в течение двух следующих кризисных лет в России обанкротилось более 25 тыс. компаний, подсчитал Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Число банкротов превысило даже показатель прошлого кризиса, когда за 2009—2010 годы несостоятельными были признаны 24 тыс. предприятий.
Абсолютным лидером по числу банкротств стала торговля. В этой сфере работала каждая четвёртая разорившаяся компания. За первое полугодие 2016 года с рынка ушло 1,6 тыс. оптовых и розничных предприятий. Это почти на 40% больше, чем за тот же период кризисного 2009-го.
— Ничего удивительного в таких цифрах нет, — говорит адвокат Олег Сухов. — Последние пару лет для участников отрасли были, мягко говоря, непростыми. Главным же негативным фактором стало снижение доходов населения и, как следствие, потребительской активности.
Согласно официальной статистике, реальные доходы россиян падают уже восемь кварталов подряд. Так, по данным Росстата, в третьем квартале они сократились на 6,1%. Такое падение за июль — сентябрь отмечено впервые с 1999 года.
В итоге более 50% россиян сейчас тратят деньги только на самое необходимое, показал опрос аналитиков PwC. Как следствие, в разных сегментах торговли оборот сократился на 10—30%, а средняя рентабельность бизнеса — на 40%.
Очевидно, что сильнее страдает непродовольственный сектор, поскольку от таких товаров потребитель отказывается быстрее, чем от продовольствия.
В апреле заведено дело о банкротстве обувного ретейлера «Центробувь». Только за прошлый год к компании было подано рекордные 478 исков от кредиторов о взыскании задолженности. На текущий момент долг компании превышает 40 млрд рублей. А бывший акционер «Центробуви» Сергей Ломакин объявлен в федеральный розыск по подозрению в хищении взятого у «Газпромбанка» кредита. Сам банк попросил правоохранительные органы проверить законность нескольких сделок компании с предоставленными ей заёмными средствами. В итоге выяснилось, что часть сделок с кредитами действительно была осуществлена с целью вывода средств, в частности, речь идёт о приобретении «Центробувью» компаний по заведомо завышенным ценам.
Под угрозой закрытия сейчас находится и другой обувной ретейлер — ЗАО «Фирма Анта» (Carlo Pazolini), задолжавшая кредиторам 3,2 млрд рублей.
В мае этого года прогорел ювелирный дом «Яшма», задолжавший банкам 6,5 млрд рублей. В июле — ООО «Планетастрой», владелец сети магазинов для дома «Уютерра». Предприятие не смогло выплатить кредиторам 4 млрд.
В мае подано заявление в суд о банкротстве компании, управляющей сетью по продаже одежды под брендом Kira Plastinina. К этой структуре уже предъявлено более 100 исков о взыскании долгов на сумму около 500 млн рублей, большая часть долгов связана с неисполнением договоров аренды.
Бизнес старается адаптироваться к кризису, снижая цены, говорит замдиректора аналитического отдела «Альпари» Наталья Мильчакова.
Это доказывают и данные Росстата: во втором квартале уровень торговой наценки в рознице достиг минимального значения за наблюдаемый период (с 2013 года). Наценка опустилась до 25%, тогда как ещё в четвёртом квартале прошлого года составляла 26,1%.
— Но не все оказались готовы работать в условиях низких цен, — говорит Мильчакова. — Особенно это касается розничных магазинов, торгующих одеждой и обувью. Для многих из них, кто ранее продавал далеко не премиальную, а обычную одежду и обувь, но по премиальным ценам, кризис оказался губительным: одни обанкротились, другие ушли с рынка. Это нормальный процесс — кто думает, что сверхприбыли будут вечными, как раз и рискуют стать первыми кандидатами на уход с рынка.
В текущей ситуации для того, чтобы удержаться на плаву, важно вовремя адаптироваться под новые условия, предлагая потребителям товары с оптимальным соотношением цены и качества.
Так, например, нишу той же «Центробуви» занял международный ретейлер Kari. А на вакантное место «Уютерры», как отмечают эксперты, может претендовать федеральная розничная сеть «Галамарт».
Каждая пятая обанкротившаяся компания (1,2 тыс. предприятий) связана со строительством. Вместе с ними ко дну пошло примерно столько же и риелтерских организаций (около 1 тыс.).
На строительной отрасли сказывается как падение спроса на жильё, так и рост цен на стройматериалы в связи с ослаблением рубля. Кроме того, снижается объём госзаказа. Так, Минстрой уже внёс поправки в федеральную программу «Доступное жильё»: вместо запланированных 93 млн кв. м в 2017 году при поддержке государства в стране введут максимум 81 миллион.
— Плюс участники отрасли слишком закредитованы, — говорит адвокат Олег Сухов. — По некоторым оценкам, их обязательства перед финорганизациями превышают 2,1 трлн рублей. С 2013 года объём «плохих» долгов у застройщиков вырос почти в 9 раз, и сейчас на них приходится 17% всей просрочки юрлиц в экономике России.
Самое крупное банкротство в этой сфере — весной признан банкротом крупнейший строительный холдинг России СУ-155. Застройщик возводил не только коммерческое жильё, но также по госзаказу, в частности для военных. В результате его банкротства тысячи семей не получили жильё — на счету компании 145 незавершённых объектов в 14 регионах. Стратегия СУ-155 сводилась к погоне за большим объёмом строительства.
В мае о своей несостоятельности заявила пермская строительная компания «Камстройинвест». На банкротство подал также крупный застройщик Ульяновска КПД-1.
title="Россию захлестнула волна банкротств. Российский бизнес не умеет работать в условиях кризиса. Масла в огонь добавляет его затяжной характер" источник: static.life.ru
Усугубляет ситуацию тот факт, что кризис приобретает затяжной характер, считают в ЦМАКП. Так, тот же объём ВВП уже шестой квартал подряд находится ниже показателя за тот же период предыдущего года. Для сравнения: в кризисные 2008—2009 годы ВВП находился в зоне снижения только пять кварталов подряд, после чего пошёл в рост.
— Естественно, что не все могут справиться с этой ситуацией, — говорит вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева. — Российский бизнес в целом не готов к кризисным ситуациям. Кризисное управление, управление рисками и прочее только развиваются в России, поэтому быстро адаптироваться к изменениям могут немногие, как и проявить готовность к новым идеям и подходам к ведению бизнеса.
Екатерина Маркелова

Также по теме:
Вне компьютерной темы.