«Комсомолка» продолжает следить за подмосковным фермером, который пару лет назад бросил карьеру программиста, переехал из Москвы в деревню и подался в сыровары
Начиная собственное дело, Олег обещал честно рассказывать не только о взлетах, но и о неудачах на пути к импортозамещению. Об этом-то и идет речь в очередной части его дневниковых записей, которые сегодня публикует «Комсомолка».
Коровник до сих пор не сдан
«1 ноября. Ошибки они всегда обидны. Но вдвойне обидны они, когда происходят не по твоей вине. Когда тебе указывают тропинку, в конце которой лежит обещанный приз, и ты четко идешь по ней, а в конце тебя те же люди пыльным мешком из-за угла… Но обо всем по порядку…
Я уже говорил, что сейчас усиленно занимаюсь коровником. Его мы должны были закончить еще к годовщине контрсанкций, 7 августа, и сейчас на моем поле уже резвились бы веселые коровки, наполняя сырный чан молочком!.. Но все пошло не так.
Как вы помните, я весной получил грант от государства на строительство фермы. Перед получением гранта я пошел за кредитом в один из госбанков. Мы долго торговались по условиям, потом я собирал бумаги и дело уже шло к одобрению сделки. Но тут на горизонте возник еще и «Росагролизинг». Они год назад дали мне от ворот поворот. Я честно описал эту ситуацию в дневнике и ко мне приехал один из руководителей этой компании с пачкой бумаги и готовностью тут же в поле эти заявки принять, сразу тут же оформив лизинг оборудования и техники. «Вот это работа над ошибками!» — восхищенно написал я тогда.
«Нам влили 86 миллиардов!»
И этой весной я снова приехал в эту госкомпанию.
— Олег, да у нас условия лучше чем в любом банке! — встретили меня там с распростертыми объятиями. — Нам влили 86 миллиардов бюджетных рублей, чтобы мы таким, как ты, давали под нормальные условия оборудование, коров и технику.
Условия, которые озвучили менеджеры, на этот раз полностью совпали с заявленными на сайте: вносишь 7% от стоимости техники и получаешь её под 3,5% на 10 лет, оборудование под 2%, а корова — 1,8%. Почти как в Германии. Настоящий прорыв в сельском хозяйстве России и реализация долгожданной мечты о дешевом кредите и лизинге для фермера!..»
«Ну и наивный же я был»
«Сфотографировались они со мной в офисе, на сайт выложили. Послушали заявку, поговорили о моем финансовом положении, все подтверждают — всё так и есть, первый взнос — 7% с залогом и 20% без залога и вообще простейшее оформление.
Я тогда сразу прикинул — благодаря таким условиям получится поэтапно запустить ферму вообще без кредита! Кредит пугает меня тем, что ты берешь его, допустим, под 16 процентов, потом идешь в минсельхоз, там тебе должны субсидировать примерно 10% ставки и ты получаешь кредит под 6%, о которых из телевизора нам рассказывают чиновники. Так должно быть. Но «гладко было на бумаге» и иногда на деле происходит так: в некоторых регионах фермеры накупили оборудования, построились, ждут возврата денег за счет субсидирования процентов, а им фигу — денег нет…
Поэтому брать такой кредит я боюсь. По идее хорошо было бы, чтобы такие кредиты субсидировались еще в банке (хотя бы в госбанках), чтобы фермерам они сразу по 6% доставались, а государство с банками пусть само рассчитывается. Так происходит, например, в Германии — моему немецкому коллеге Гюнтеру не надо бегать по минсельхозам — все сразу и без рисков.
Поэтому я отказался от уже готовой сделки в банке, решил строиться на свои, а коров, оборудование и технику закупать в лизинг.
Ну и наивный же я был...»
«Мне только уазик одобрили...»
«Подал заявку и сижу довольный.
… Ответ был такой, что долго потом в себя приходил. Из всего большого списка оборудования мне одобрили лишь «уазик». Мол, ни трактора, ни коров тебе, Олег Сирота, не положено, у тебя финансовые показатели не те, и вообще, работаешь ты только второй год (обещали же публично год назад, что будут фермерские стартапы поддерживать!) А все, что ты хочешь, мы тебе дадим, если ты нам отдашь все, что у тебя есть (сыроварню, котел для сыра и даже бочку молочную) в… залог! Мало того, сделаешь взнос по 30-40% стоимости (и где я их возьму? Для этого я от кредита отказывался?), так еще и отдать надо за 3 года, а столько, даже если санкции продлят, я не заработаю. И все это, дорогой Олег, будет принадлежать нам, пока все деньги не выплатишь…
Это же самое настоящее связывание себя по рукам и ногам с прямым путем к рейдерскому захвату! Не говоря уже о том, что нужно будет где-то 30-40% денег найти сразу. И это — «лучше, чем в любом банке»? Подождали, когда подопрет и жесточайшие условия выкатили. В общем, мой лизинг как корова языком слизала...»
Дыра в 4 миллиона
«Вот тогда-то я и вспомнил похлопывания по плечу коллег-фермеров, когда во все это влезал («давай-давай, попробуй») и загадочные улыбки чиновников областного минсельхоза, которые только головой качали, когда я их убеждал, что сейчас куплю коров в лизинг и котел новый, да как заживу!..
А на днях прочитал, что эта госкомпания не только мне денег не дает, а еще и должна «Ростсельмашу» — 1,5 млрд. рублей (!!!) и сейчас вообще перестала закупать технику флагмана российского сельхозмашиностроения — об этом сам Константин Бабкин (совладелец «Ростсельмаша») написал. Думаете, что они все деньги потратили? Нет! Отчет Счетной палаты говорит, что у них 4,5 млрд. на счете лежат. Не под проценты ли их туда положили? Другого объяснения ситуации у меня нет…
Так что теперь у меня личное фермерское горе и финансовая дыра в 4 миллиона рублей, потому что технику с оборудованием (только российского производства) все равно приходится закупать хотя бы частично — завод уже кое-что делать для меня начал, и кинуть их, как та госконтора, я не могу. А еще коров нужно закупать, а еще вот это, а еще вот то… Опять хожу с шапкой и только предзаказы на сыр и спасают. Спасибо вам за них огромное!
Тем не менее, сдаваться по-прежнему не собираюсь — прорвемся и без лизинга! Тем более, что есть и хорошие новости. Прямо сейчас, пока изливал душу, поступило ну о-о-о-чень интересное предложение! Ставлю точку, но обещаю рассказать все в следующей серии!»
Дневник Олега Сироты: "Как я остался без коров и трактора"
«Комсомолка» продолжает следить за подмосковным фермером, который пару лет назад бросил карьеру программиста, переехал из Москвы в деревню и подался в ..., «Комсомолка» продолжаетТакже по теме: