Десятки ярких, запоминающихся, блистательно сыгранных театральных и кино-ролей… Прекрасная, душевная авторская программа о таких же, как он, но уже ушедших от нас артистах, кумирах прошлых лет – «Чтобы помнили»… И ещё красивые, честные до пронзительности, читающиеся буквально на одном дыхании стихи … Актер театра и кино, кинорежиссер, поэт, писатель, публицист, телеведущий – все, за что бы ни брался Леонид Филатов, он делал блестяще и профессионально.
Его любили и уважали, им восхищались и ему подражали, а коллеги по цеху просто не чаяли в нем души. Но даже на пике славы он не ощущал себя ни прирожденным артистом, ни писателем, ни режиссером. В одном из своих интервью Леонид Филатов как-то признался: «У меня ощущение, что я не из тех людей, кто родились артистами. Я не родился. Я сделался. Поэтому у меня такое чувство, что рядом с моей судьбой есть еще – не сбывшаяся. Не думаю, что это было писательство, не думаю, что это была режиссура. Не думаю…»
Леонид Филатов прожил неполных 57 лет. Познал и достаточно ранний актерский успех, и зрелый – литературный – после блистательной сказки «Про Федота-стрельца, удалого молодца». И мужественно противостоял тяжелой, изнурительной болезни…
Леонид Филатов родился в Казани в декабре 1946 г. Прилетел в Москву поступать во ВГИК на режиссерский, провалился, после чего пошел в Театральное училище им. Щукина. Следствием «щукинской» школы и стала его вошедшая в легенды многопрофильность: он чувствовал себя одинаково естественно и вдохновенно на сцене, в театре, в кресле кинорежиссера и с ранней молодости писал стихи и пьесы. По окончании училища актер был приглашен в любимовскую «Таганку», которую тогда называли «уличной бандой», «шесть хрипов – семь гитар», «артельщиками-синеблузниками». Многие его отговаривали. Но он ни о чем не пожалел и никогда не раскаивался в своем выборе, этот театр стал для него настоящим домом.
Первой его работой была роль Ведущего в постановке «Что делать?» по Чернышевскому, которая тут же сделала Филатову имя. Сам он называл Таганку своим университетом. Этапными ролями стали для Филатова как «второплановые» Горацио в «Гамлете» и Федерциони в «Жизни Галилея», так и центральные работы в «Мастере и Маргарите» и «Доме на набережной». Каждая из этих ролей по-своему утверждала Филатова в образе человека, стоящего в стороне от других, отличающегося своей рефлективной, «интеллигентской» породой. Он играл в театре много, в восьмидесятых – когда Любимова сменил Эфрос – перешел в «Современник», а затем вернулся, сыграв, к примеру, в недооцененном, перестроечном уже «Пире во время чумы». Но не прижился и вместе с некоторыми соратниками основал в 1993-м «Содружество актеров Таганки».
Почти одновременно с началом работы в театре Филатов стал сниматься в кино – «Город первой любви» с его участием вышел в 1970 г. Однако настоящего успеха ждать пришлось почти десятилетие – но и был он феноменальным. Филатов проснулся знаменитым после выхода на экраны «Экипажа» Александра Митты, где сыграл роль бортинженера Игоря Скворцова. Эта роль не только прославила Филатова, но и сделала его одним из самых снимаемых актеров советского кино. Филатов снимался очень много, но, к сожалению, не так многочисленны были по-настоящему этапные его роли. Кроме летчика в «Экипаже», безусловно, «Избранные» Сергея Соловьева (1983), «Чичерин» Александра Зархи (1986) – кстати, принесший Филатову приз за лучшую мужскую роль в Карловых Варах, влюбленный чиновник в «Забытой мелодии для флейты» Эльдара Рязанова (1987), «кафкианский» путник в «Городе Зеро» Карена Шахназарова (1988).
В начале 90-х годов вся энергия и заботы Филатова посвящаются новому увлечению – режиссуре. «Я люблю самое разное кино – Бунюэля, Бергмана, Брессона, Тарковского, Малля, Фассбиндера, Германа, Михалкова, Соловьева, Формана, Паркера, да мало ли кого еще! Но больше всех люблю Феллини», – признался он однажды. В 1991 г. Филатов снял по своему сценарию и сыграл одну из ролей в фильме «Сукины дети», который получил первую премию на фестивале «Кинотавр». Всего же в фильмографии Филатова около тридцати картин.
После того, как проблемы со здоровьем вынудили Филатова в середине 90-х годов прервать активную актерскую и режиссерскую работу, многогранность его яркого таланта проявилась в другом виде искусства – в литературе. Он и раньше постоянно писал что-либо, но особенно плодотворным на литературные произведения было последнее десятилетие его жизни. Из-под пера Филатова вышли новые стихи, песни, пьесы и даже литературные пародии. Произведения Леонида Филатова собраны в пять томов: стихи, пародии, сценарии, поэмы, сказки, повести.
В предисловии к сборнику его стихов «Уважайте удачу» драматург Александр Володин написал: «Какими разнородными талантами он одарен! Яркий кинорежиссер. Блистательный пародист. Сказочник. И все, что он делает – и печальное, и мудрое, – на радость нам. И все же – он не разный в своих дарованиях. Он – единое явление. Его поэзия создает образы душевной жизни людей, не похожих друг на друга, даже противостоящих друг другу. Это свойство истинного искусства».
С 1994 г. Леонид Филатов стал вести на телеканале ОРТ передачу «Чтобы помнили», посвященную известным и любимым артистам, которых уже нет в живых, которых стали забывать. Это без преувеличения можно назвать не только его новым творческим достижением, но поистине гражданским подвигом. За цикл телевизионных программ «Чтобы помнили» Филатову была присуждена Государственная премия России в области литературы и искусства.
Он всем казался этаким любимцем фортуны, настоящим баловнем судьбы: яркий, талантливый, остроумный. Леонид Филатов всегда жил на бешеной скорости, отдавая всего себя без остатка любимому делу, будь то кино, поэзия или театр. Александр Митта в интервью рассказывал: «Леонид Алексеевич был не только талантливым актером, но очень значительным человеком. Он был очень дружелюбный, очень жизненно активный человек, он был одним из самых светлых людей, которые встречались в моей жизни, думаю, и в жизни всех тех, кому посчастливилось работать и дружить с Филатовым. Он был бескомпромиссен в работе. Он сгорал на работе. Это было и в его актерской жизни, и в поэтической, и в писательской. Слишком напряженной была его жизнь, но по-другому он жить не умел. Его все любили».
О, не лети так, жизнь, слегка замедли шаг.
Другие вон живут, неспешны и подробны.
А я живу – мосты, вокзалы, ипподромы.
Промахивая так, что только свист в ушах.
О, не лети так жизнь, уже мне много лет.
Позволь перекурить, хотя б вон с тем пьянчужкой.
Не мне, так хоть ему, бедняге, посочуствуй.
Ведь у него, поди, и курева-то нет.
О, не лети так жизнь, мне важен и пустяк.
Вот город, вот театр. Дай прочитать афишу.
И пусть я никогда спектакля не увижу,
Зато я буду знать, что был такой спектакль.
О, не лети так жизнь, я от ветров рябой.
Мне нужно этот мир как следует запомнить.
А если повезет, то даже и заполнить,
Хоть чьи-нибудь глаза хоть сколь-нибудь собой.
О, не лети так жизнь, на миг хоть, задержись.
Уж лучше ты меня калечь, пытай, и мучай.
Пусть будет все – тюрьма, болезнь, несчастный случай.
Я все перенесу, но не лети так, жизнь.
1986
70 лет со дня рождения Леонида Филатова
Десятки ярких, запоминающихся, блистательно сыгранных театральных и кино-ролей… Прекрасная, душевная авторская программа о таких же, как он, но уже ..., Десятки ярких, запоминающихся,Также по теме: