— Знаете анекдот? Бежит Яценюк на границу с Ростовской областью, а там — стена, — смеется таксист Олег, узнав о цели моего визита в Харьков.
Всего в 50 километрах отсюда, на границе с Россией, проходит та самая пресловутая «Стена», призванная защитить нас от вторжения.
Проект реализуется уже два года, и за это время неоднократно оказывался в центре скандала.
«Забор Яценюка. Забор Порошенко. Забор на границе Украины», — возмущались блогеры в соцсетях. И постили фотографии.
источник: strana.ua
— Такое чувство, что это Черновецкий продолжает тянуть туда скоростной трамвай, — комментировали неравнодушные.
Проверить, на что потрачены деньги, неоднократно требовали и депутаты. Тем более, что на реализацию проекта уже ушло 650 миллионов гривен.
НАБУ отреагировало не сразу. Лишь недавно директор бюро Артем Сытник заявил, что в рамках строительства таки «обнаружены финансовые несоответствия», «хотя виновных называть пока рано».
Специальный корреспондент «Страны» отправился в Харьковскую область, чтобы своими глазами увидеть «Европейский вал».
«У меня дома такая же. От курей»
— Приехали сюда как-то генералы из Киева «Стену» принимать. И спрашивают у меня, как у главы приграничного посёлка: «чувствуете ли вы теперь себя в безопасности?». — «Вам, — спрашиваю, — честно ответить, или так, чтобы понравилось?». — «Честно», — говорят. — «Ну, если честно, то я у себя на участке такую же соорудил, чтобы куры от соседей не бегали», — смеётся Вячеслав Задоренко, глава посёлка Казачья Лопань в Харьковской области на границе с Россией.
Хотя ещё в 2014 году ему было не до смеха.
— Это у нас теперь все стали знатными борцами с сепаратизмом, а в 2014 году, после захвата обладминистрации в Харькове, нам сюда из СБУ звонили: мол, есть информация, что к вам должен приехать поезд с тысячей вооруженных боевиков из России (через поселок проходит железная дорога — Авт.). Так вы там держитесь! Это меня по телефону инструктировали, и никто из эсбэушников сюда не приехал, — вспоминает Задоренко. — Тогда ещё ходила информация, что в полутора километрах от границы уже концентрируются вертолеты, танки, Псковская дивизия. Плюс журналисты из России приезжали, интересовались, какие настроения у местных жителей? В итоге, мы тут сепаратизм сами предупредили: организовали отряд самообороны из 500 мужиков, устроили велопробег с украинской символикой, все столбы желто-синим цветом разукрасили. И только потом в посёлок зашла военная техника и солдаты. В рваных ботинках и ветровках. И мы всем селом собирали деньги, чтобы купить 400 пар обуви и зимние вещи, рыли траншеи и окопы, и кормили военнослужащих, — вспоминает события марта 2014 года глава Казачьей Лопани.
О том, что в 2014 году в поселке были тревожные настроения, говорит и преподаватель истории Олег Тютюнник.
— Я как раз набирал 10-й класс, и к нам в школу перевелось много местных ребят, которые прежде в Харькове учились. Родители боялись: вдруг война, а они от дома далеко. Все-таки, 40 минут на электричке ехать, — вспоминает мужчина. — И ещё помню два страшных момента: когда в 2014 году истребитель над поселком летал, но он, вроде, оказался украинским. И когда танки и бэтээры в посёлок зашли. Тоже, как потом выяснилось, украинские.
Именно тогда в Дергачевском районе исчезли дороги. Точнее, они и раньше были не ахти, но после 2014 года стало совсем худо.
— А в 2015-м, когда Яценюк нагнал сюда техники «Стену» строить, то и остатки дорог уничтожили. И не какой-нибудь проселочной, а ключевой — на Харьков. Я с тех пор Яценюку неоднократно писал. В итоге, пришёл потрясающий ответ. Мы его просим выделить деньги, а он нам отвечает: «найти деньги в местном бюджете, и доложить в Кабинет министров о проделанной работе». Найти деньги! В бюджете посёлка! На дорогу государственного значения! — подчеркивает всю абсурдность затеи Вячеслав Задоренко.
В итоге, предприниматели Казачьей Лопани скинулись, купили 500 тонн холодного асфальта, и в своём населенном пункте довели дорогу до ума. Но все, что за пределами поселка, — ухаб на ухабе.
«Россия — это у нас тепер ЮАР»
Мы едем с Вячеславом Задоренко в Дергачи — ближайший город районного значения. От Казачьей Лопани туда рукой подать — всего 25 километров, но дорога занимает 45 минут. И то лишь потому, что мы едем на джипе.
— Автобус будет ехать дольше часа, — объясняют суровую местную логистику горожане.
Судя по ноткам в голосе, для Вячеслава Задоренко эта дорога стала личной обидой.
— Потому что когда надо одеть и накормить солдат, — люди кормят и одевают, когда надо частично отдать паи под строительство «Стены», — люди с пониманием отдают. Но когда государство не может найти деньги на ремонт дороги государственного значения… Вот этого люди не понимают! А ведь отсюда начинается Украина. Вот приезжает человек, и что он видит? А тем временем, в Белгородской области (граничит с Харьковской со стороны РФ — Авт.), например, дороги как в Европе.
Ещё одна обида населения Казачьей Лопани состоит в том, что отменили электричку, которая курсировала отсюда в российский Белгород, и обратно.
И дело даже не в самой электричке, а в вопиющей несправедливости.
— Вот нам постоянно рассказывают про страну-агрессора. Хорошо. Но раньше через наш посёлок проходило два товарных состава в неделю, а теперь по 7-8 поездов каждый день в одну, и столько же в другую сторону. Я даже друзьям своим показывал: «смотрите, — говорю, — видите, уголь из ЮАР везут». У нас Россия — это теперь ЮАР. И не только уголь везут. Дерево везут, все везут, — рассказывает Вячеслав Задоренко.
Но о том, что позволено чиновникам, местному населению и думать нельзя. То ли по причинам патриотизма, то ли государственной безопасности.
— Только власть покипишевала, и электричку, которая ходила из Белгорода в Казачью Лопань, отменили. Раньше они приезжали к нам и покупали продукцию — мясо, спирт, кулинарию, потому что у нас и лучше, и дешевле. То есть, привозили нам инвестиции. И бизнес у нас разворачивался под российского потребителя. Не говоря уже о том, что половина поселка там работала: кто на садах, кто на стройке, кто-то бензин возил. Теперь электричку отменили, мелкие пункты пропуска позакрывали, и все едут на Гоптовку. А там часовые очереди, сильно не находишься.
— У меня дедушка и бабушка недавно к родственникам в Щетиновку ездили. Шесть часов на границе простояли! — приводит пример местная жительница Мария.
— Там же у многих родственники живут. Туда замуж выходили, женились. Поэтому мать живет здесь, а сын в соседней деревне, но в России, — объясняет секретарь сельсовета Людмила Вакуленко.
С марта прошлого года правила въезда россиян в Украину сильно усложнились. Теперь, чтобы пересечь границу, гражданину России нужен загранпаспорт. Если это мужчина призывного возраста, то без приглашения, заверенного у нотариуса, его могут на границе завернуть обратно.
— Правильно это или нет, но мы тут людям сами эти справки оформляем, — осторожно рассказывает Людмила Михайловна, параллельно отслеживая мою реакцию. — Просто понимаете, к нотариусу — это же деньги. А мы справки бесплатно даем, потому что мы же всех оттуда знаем — кто-то раньше тут учился, а кто-то работал. И на границе, слава богу, наши справки принимают. А если мы не будем этого делать, — то люди нас проклянут.
— Словом, кто хочет ходить в гости, — тот ходит, но, конечно, такого наплыва людей, как раньше, уже нет. Вы бы видели, что тут творилось до 2014 года. Приезжала электричка из Белгорода, и они все скупали! У мясного ларька очереди стояли! Своим, порой, ничего не оставалось, — вспоминает продавщица магазина за железнодорожными путями в поселке Казачья Лопань. — Теперь, конечно, такого уже нет. Теперь и свои-то реже приходят. Или придут, возьмут хлеба, и все. Цены выросли, денег нет. Но крутятся люди понемногу. Некоторые хлопцы, знаю, по прежнему бензин оттуда возят, потому что там дешевле. Да и они, бывает, заходят. Русские очень хлеб наш украинский любят.
— Так без приглашения не зайдешь же? — говорю.
— По полям.
— А «Стена»? — уточняю.
— Я вас прошу, — машет рукой как на обреченного продавщица.
«Лучше бы 10 „Булатов“ купили»
— Ну, на счет поля, я не знаю. У нас, в общем, и до строительства «Стены» по полям никто не ходил. Был железнодорожный пункт и таможенный, Гоптовка. Но то, что в стене одни дыры — это факт, — говорит председатель поселкового совета Вячеслав Задоренко. — Ее всю дикие кабаны порвали. Лучше бы технику купили. Вот смотрите, новый «Булат» стоит 30 миллионов гривен. Купите десять «Булатов», и поставьте вдоль границы, вместо этой проволоки, потому что в плане обороны она ничего не дает. Вот если говорить о перемещении контрабандных грузов, — то в этом плане да, эта стена эффективна. То есть, сумку с трусами ты может и протянешь, но чтобы как раньше, — КАМАЗы, УРАЛы, УАЗы, — это уже не пройдет.
О том же говорят и в Госпогранслужбе.
— Три года назад мы задерживали в день по 2-3 контрабандиста только на Гоптовке. А теперь за год — всего одно задержание! И то человек просто заблудился. Вот вы когда ехали вдоль дороги, вы не видели, что через каждые 4-5 дворов уазик, «таблетка», выставлен на продажу? В таких раньше контрабанду возили. Здесь же рынок «Барабашево», а теперь стало невыгодно, — говорят погранцы.
Впрочем, с этим, конечно, можно поспорить.
— Просто теперь все перенеслось в Донецк и Луганск. Там контрабанда через линию разграничения идет не просто фурами — вагонами! Причем, под контролем самих силовиков, — смеется Вячеслав Задоренко.
Но вот от чего «Стена» спасает, так это от нелегалов.
— Скажем, 23 октября мы задержали гражданина Таджикистана, — рассказывает старший смены на участке Дергачи Андрей Стрельченко. — Он пытался через территорию Украины нелегально попасть в Россию, куда ему был запрещен въезд. Он подошел к забору, сработал сенсорный кабель, оператор, который наблюдает за системой, оповестил меня, и мы направили на этот участок оперативную группу.
title=""Эта "Стена" уже вся в дырах от кабанов, а вы говорите танки!" (Корреспондент "Страны" съездил на границу Харьковской области, чтобы собственными глазами увидеть воспетый Яценюком "Европейский вал")" источник: strana.ua
На все эти сенсорные и сигнальные вещи едва не попадаюсь и я сама.
— Осторожно, не задень, — одергивает меня Александр Трохимец, пресс-офицер Восточного регионального управления Госпогранслужбы Украины. — Иначе взорвется сигнальная мина.
-->

«Может сам забор и не нужен, но датчики — это удобно»
Мы приезжаем на территорию пункта «Дергачи» — единственного в Харьковской области, где проект «Стена» реализован на 70%: обустроено 12 километров рокадной дороги, вырыт ров длиной 14 километров, стоят сигнальные столбы. И тот самый скандально-известный забор.
Собственно, проект «Стена» — это ров, насыпь, контрольно-следовая полоса для фиксации следов, рокадная дорога, еще один участок контрольно-следовой полосы, и наконец, сама стена с колючей проволокой.


Есть, кстати, и блиндажи.
— Это для круговой обороны, — объясняют пограничники. — Тут настолько большой шар плит, деревянный и земляной настил, что блиндаж может выдержать даже авиаудары.
— Проводились такие испытания? — спрашиваю.
— Это теория. Но технология взята не из головы. Есть расчёты.


— Остановить не сможет. Но ров не даёт возможность танку беспрепятственно проехать на всех парах. А чтобы закидать яму, нужны 10 человек и час времени, — говорит Александр Трохимец.
Того же мнения придерживается и подполковник Эдуард Марков, помощник начальника Восточного регионального управления". На вопрос, что дает «Стена» в плане обороны, он лаконично отвечает: «время».
— Другое дело, — неофициально говорит один из погранцов, — что может быть, сам забор можно было и не ставить. Это показуха. Толку от не мало. Скажем, русские просто закопали в землю датчики вдоль всей границы, и все. Эффект тот же. Но это уже не мы решали.
«Комиссии приезжают. Фотографируются»
На вопрос, что изменилось в их жизни с появлением Европейского вала, бойцы в шутку отвечают, что комиссии стали чаще ездить.
— Недавно вон глава СБУ Грыцак приезжал. Охраны было-о-о!
— А цель какая?
— Ну как какая? Возле забора сфотографироваться!
Но если серьезно, отмечают бойцы, то служить стало легче.
— Сейчас нужно меньше людей выделять на пограничные наряды, потому что участок прикрыт. Есть дорога, по которой можно быстрее проехать. Камеры работают даже в ночное время. В результате, один человек сидит в теплом помещении, и охватывает участок границы в 10 километров, — объясняет преимущества старший смены на участке Дергачи Андрей Стрельченко.

Но пограничники уверяют, что на этот случай есть камеры. Поэтому, дескать, за зайцами никто не гоняется.
Да и визуально участок в «Дергачах», где на 70% уже все готово, сильно отличается от других пунктов пропуска, где «Стену» только начинают строить.

— Осталось еще приблизительно 13 километров, — говорит Юрий Васильчук.
— А как же камеры, датчики? — интересуюсь.
— Камеры пока устанавливать не планируют.
— А в чем тогда преимущество?
— Рокадная дорога есть. По ней проще добираться, особенно, в сложных погодных условиях.
— Но камеры будут? — допытываюсь.
— Это вопрос к главному инженеру.
По словам Эдуарда Маркова, помощника начальника Восточного регионального управления, на сегодняшний день готово всего 12% «Стены».
— Тепловизоры, сейсмодатчики, камеры — техническое оснащение — это самое дорогое. В прошлом году нам выделили 400 миллионов гривен, в этом до конца года ожидаем 200 миллионов. Если выделят, то на конец года будет готово 15% проекта.
Кстати, по словам Эдуарда Маркова, проект реализуется только в Харьковской области.
— В Луганской пока есть только 15 километров рва.
— Почему именно в Харьковской? — спрашиваю.
— Потому что так решил Кабмин, — отвечает Марков.
Сколько денег закопали?
В реальности, ответов на этот вопрос может быть два.
Первый — патриотичный: «чиновники думали о безопасности страны».
Второй — шкурный: возможно, подсуетился видный харьковчанин, глава МВД Арсен Аваков, ибо как сказано на сайте Госпогранслужбы, деятельность их ведомства «направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра внутренних дел». А министр внутренних дел, как известно, приходится партийным соратником Арсению Петровичу, идейному вдохновителю «Стены».
Общественное мнение на местах склоняется ко второму ответу. Возможно, потому, что никто из местных в этом проекте не задействован.
— Кого ж Яценюк будет приглашать! — смеется Вячеслав Задоренко, поселковый глава Казачьей Лопани. — Там свои подрядчики, свои миллиардики.
Впрочем, в Госпогранслужбе на счет денег спокойны.
— Нас проверяет НАБУ, СБУ, прокуратура, народные депутаты, журналисты, представители Обладминистрации — все, — говорит Эдуард Марков. — Но мы здесь на месте деньгами не распоряжаемся. Наша задача — только техзадание. Деньгами распоряжается Киев.
Можно и без «Стены». Но со «Стеной» лучше
На вопрос, нужна или не нужна «Стена», погранцы отвечают однозначно — нужна.
— Работать, — говорят, — стало проще. Техника — это, считай, лишние руки и ноги.
Можно, конечно, поспорить, дескать, не так-то много через Украину ходит нелегалов (в Госпогрнслужбе говорят, что их задерживают 2-3 раза в год), чтобы тратить такие деньги.
Тем более, что, по мнению местных, их есть куда потратить.
— Вот вроде мы «Стену» строим, а дороги в районе ужасные, — говорит житель города Дергачи Олег. — Или взяли, закрыли мелкие пункты пропуска, не подумав о людях. В итоге, на крупных пунктах — очереди.

Правда, эта история уже никак не связана со «Стеной», а, скорее, имеет отношение к общему экономическому положению в стране. Ибо на пунктах, которые работают на полную мощность, должны присутствовать сотрудники самых разных служб: СЭС, фитоинспекции и прочих. Которым надо платить зарплату. Тогда как у нас, шутят местные, «на все один ответ — денег нет».