Вопреки ожиданиям западных политиков, санкции, лишившие Москву доступа к высококачественным европейским технологиям, дали импульс развитию военного сектора страны. Москва «проявила изобретательность и обошла санкции», найдя поставщиков оборудования за пределами Европы и начав самостоятельное производство, пишет Foreign Policy. Эксперты полагают, что даже при отмене санкций Москва не бросится вновь закупать европейские разработки.
«В результате введения экономических санкций российская программа модернизации вооружённых сил оказалась под угрозой. Россию отрезали от высокотехнологичных датчиков европейского производства, программного обеспечения, судовых двигателей и другого снаряжения, крайне необходимого ей, чтобы вытащить отживающую свой век российскую военную машину из ржавого постсоветского болота», — пишет Foreign Policy.
Однако, по словам ряда чиновников оборонведомств и экспертов по России, Москве удалось проявить изобретательность и найти обходные пути, отмечает журнал.
«Одним из самых суровых наказаний» для Москвы стало решение Франции расторгнуть соглашение о поставке двух вертолётоносцев «Мистраль». «Даже если изначально расторжение сделки вызвало у России прилюдный конфуз, в конечном счёте Москве удалось на этом заработать», — рассказывает журнал.
Россия не только получила обратно миллиард долларов, но и заработала на продаже 50 вертолётов Ка-52 «Аллигатор», созданных специально для размещения на французских «Мистралях». Вертолёты Москва продала Египту, который и купил у Франции собранные для России, но не проданные ей корабли.
Один из высокопоставленных представителей оборонного ведомства США объяснил Foreign Policy, что Москва не почувствовала эффекта от по-настоящему суровых санкций в полной мере из-за недостатка политической воли у американских и европейских политиков. «Санкции были недостаточно жёсткими, — заявил чиновник. — Чтобы добиться желаемого эффекта, нужно идти значительно, значительно дальше».
Россия смогла приспособиться к новым реалиям, найдя экспортёров вне своей традиционной европейской базы снабжения.
Так, к примеру, после присоединения Крыма Германия отказалась поставлять России дизельные судовые двигатели. Кремль, однако, быстро нашёл альтернативу. Несколькими годами ранее Берлин продал те же самые двигатели Пекину. Китай быстро скопировал покупку и после введения западных санкций начал продавать России свои двигатели, причём по гораздо более низкой цене. И хотя китайские двигатели далеко не так хороши, как их немецкие прообразы, они всё же оказались достаточно надёжными, чтобы вывести российские суда из дока.
Что касается важных компонентов электронной техники, которые Россия традиционно закупала на Западе для нужд своей ракетно-космической промышленности, Москва обратилась за ними к Южной Корее и другим государствам Юго-Восточной Азии.
Foreign Policy предупреждает, даже если Дональд Трамп снимет с России ряд ограничений, к европейским поставщикам Москва едва ли вернётся. Россия, возможно, порвала с европейской оборонной промышленностью навсегда. «Сомневаюсь, что Россия снова бросится покупать эти товары, — заявил Майкл Кофман из Центра военно-морских исследований (CNA Corporation). — Они усвоили урок и не вернутся к сотрудничеству с немецкими и французскими предприятиями».
С тех пор как на Москву наложили санкции, она также успела объявить о соглашении с Сирией, в соответствии с которым российский флот получил право отправлять в порт Тартус корабли более крупные по размеру и в большем количестве. Так у России появилась возможность вести более продолжительные операции вдали от домашних портов в Балтийском и Чёрном морях, что расширило зону влияния Москвы на Ближнем Востоке.
Тем не менее западные чиновники настаивают: хотя Москва и нашла способ обойти санкции, доступ к высококачественным европейским технологиям она всё равно утратила. «Санкции возымели эффект, потому как ограничили России доступ к чувствительным технологиям, что отразилось на способности страны разрабатывать военные технологии следующего поколения».
Москва всё же сотрудничает с отдельными европейскими странами. Так итальянская Iveco по-прежнему поставляет российскому Министерству обороны бронемашины «Рысь» (Iveco LMV M65 Lynx).
Кроме того, Россия не оставляют усилий — и с недавних пор страна сама производит некоторое оборудование. Кофман полагает, что через несколько лет Москва сможет сама производить двигатели.
Возможно, местное и китайское оборудование, которое используют в России, не отвечает высоким стандартам НАТО, тем не менее работает оно вполне эффективно, о чём, в частности, свидетельствует военная кампания России в Сирии.
Foreign Policy: изобретательность помогла российской армии извлечь из санкций пользу
Вопреки ожиданиям западных политиков, санкции, лишившие Москву доступа к высококачественным европейским технологиям, дали импульс развитию военного сектора ..., Вопреки ожиданиям западныхТакже по теме: