Экранопланы и беспилотники морского базирования создаются сегодня в России в интересах как военных, так и гражданских заказчиков. О том, когда в стране появится первый экраноплан «Чайка», что должен уметь морской беспилотник и как «обучаются» прицельно-поисковые комплексы самолетов, в интервью ТАСС в канун международного форума «Армия-2017» рассказал исполнительный директор «Научно производственного предприятия „Радар ммс“ Иван Анцев.—Иван Георгиевич, на какой стадии сегодня находится проект морского многоцелевого экраноплана „Чайка“?— „Чайка“ — это экраноплан водоизмещением 54 тонны, который может брать на борт порядка 100 пассажиров. Его внутренний салон будет выглядеть как у самолета, экипаж составит два человека.Для этого проекта уже разрабатывается конструкторская документация, идет моделирование, отработка управления, пилотажно-навигационного, радиоэлектронного комплекса. Проведены испытания на масштабных моделях. В принципе, мы двигаемся к тому, чтобы уже в ближайшее время „Чайка“ „встала на крыло“. Реальные сроки ее появления „в железе“ — это 2020–2022 годы.—Россия сейчас готова вкладываться в экранопланы? Начальник Морской авиации ВМФ РФ Игорь Кожин заявлял о том, что уже к 2020 году наш флот ждет грузовую платформу экранопланного типа.— Принципиально могу сказать, что государство заинтересовано в экранопланостроении, и мы работаем в этом направлении.—Есть ли сегодня в мире такое понятие как рынок экранопланов?— Все пытаются двигаться по этому пути, но до сих пор только одной компании в мире удалось показать экранопланы в действии. Это ЦКБ имени Алексеева. Машины массой более 30 тонн делала только Россия, „Лунь“ и „Орленок“ — тому подтверждение. И те люди, которые этим занимались, сейчас возрождают это направление.Говорить о рынке, наверное, преждевременно, и тем более как-то его оценивать. Будет продукт — образуется и рынок. Экранопланы — это принципиально новый, очень перспективный вид транспорта, потому что экраноплан может выходить на необорудованный берег или площадку, может эксплуатироваться при волнении моря, перевозить большие грузы.Словом, перспективы колоссальные, плюс экономичность. Если взять самолет, то он потребляет порядка 700 кг керосина в час, а экраноплан аналогичных размеров будет потреблять на 30–40% меньше топлива при той же грузоподъемности. При скорости 500–600 км/ч экраноплан, в зависимости от хорды крыла, может двигаться на высоте порядка 7 метров над водой, и при этом он имеет возможность быть еще и самолетом — то есть выходить на внеэкранный режим на высоте до 4 км, перелетать острова, какие-то возвышения, и базироваться на обычных аэродромах.
—Зарубежные компании все-таки развивают эту тематику?— Попыток было очень много, но нужно понимать, что в данном случае мы можем опираться только на информацию из открытых источников. Вполне вероятно, что есть какие-то закрытые программы по созданию экранопланов.Китайцы вкладывают очень большие деньги в это направление, очень активно им занимаются
Новый российский экраноплан появится "в железе" после 2020 года
Экранопланы и беспилотники морского базирования создаются сегодня в России в интересах как военных, так и гражданских заказчиков. О том, когда в стране ..., Экранопланы и беспилотникиТакже по теме: