Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения режиссера Сергея Эйзенштейна
Сергей Михайлович Эйзенштейн родился в семье крещёных евреев в Риге. Его отец Михаил Осипович был архитектором, а мать – дочерью инженера. В 1912 году его родители развелись: мать
Сергей Михайлович Эйзенштейн родился в семье крещёных евреев в Риге. Его отец Михаил Осипович был архитектором, а мать – дочерью инженера. В 1912 году его родители развелись: мать уехала в Петербург, а отец с сыном остались в Риге. В 1915 году юноша окончил реальное училище и переехал в Петроград, где поступил в Институт гражданских инженеров (ныне – Архитектурно-строительный институт в Санкт-Петербурге).Октябрьская революция не дала Эйзенштейну окончить институт. Вскоре после установления советской власти его призвали в Красную армию. Будущий режиссёр оставался в армии до 1921 года. После демобилизации он нашёл работу художника-декоратора в Первом рабочем театре Пролеткульта. В 1922 году Эйзенштейн окончил режиссёрские курсы, которые вёл легендарный театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд. После нескольких экспериментов в театральной режиссуре Эйзенштейн решил попробовать себя в кино.В 1923 году Эйзенштейн запланировал серию немых фильмов из семи частей под общим названием «От подполья к диктатуре». Работа началась с пятой части под названием «Стачка». Эта лента получила положительные отклики в России и на Западе. В 1924 году Эйзенштейн получил за неё серебряную медаль Парижской выставки. Следующая часть эпопеи должна была называться «1905 год». По замыслу режиссёра и сценаристов фильм должен был состоять из инсценировок всех важнейших событий 1905 года.Из-за нехватки времени и средств было инсценировано только одно событие, восстание на броненосце «Потёмкин». Соответственно, фильм вышел под названием «Броненосец „Потёмкин“». Его премьера состоялась 24 декабря 1925 года. Фильм имел оглушительный успех и в СССР, и за его пределами. Независимо от своих политических воззрений критики отмечали мастерство режиссёра и силу идей, переданных в киноленте. Эйзенштейну не удалось создать цикл из семи картин. К двум успешным кинолентам режиссёр добавил ещё одну – «Октябрь». Она также была успешной, хотя и не получила таких высоких наград.С 1928 по 1932 год Эйзенштейн и его творческая группа работали за рубежом. Большую часть этого времени Сергей Михайлович провёл в США. На Западе он отснял десятки тысяч метров плёнки, но не завершил ни одной картины. Самыми масштабными его проектами были экранизация «Американской трагедии» Драйзера при непосредственном участии писателя и документальный фильм «Да здравствует Мексика», в создании которого принимали участие Чарли Чаплин, режиссёр Джей Лейда и литератор Эптон Синклер. В конце семидесятых киноленту «Да здравствует Мексика» доснял Сергей Бондарчук. Хотя на Западе Эйзенштейн не завершил ни одной своей работы, он получил ценный опыт, позволявший перейти от немого кино к звуковому.Вернувшись в СССР, Эйзенштейн начал работу над экранизацией жизни Павлика Морозова. Картина должна была называться «Бежин Луг». Ещё во время съёмок на Эйзенштейна посыпался поток обвинений в формализме. Сергей Михайлович принял решение прекратить работу над картиной. Практически весь отснятый материал был со временем утрачен. Фильм «Александр Невский» вышел на экраны в 1938 году, но настоящий успех обрел в годы Великой Отечественной войны, став одним из символов веры в победу.В годы войны съёмочная группа «Александра Невского» трудилась над другой эпопеей – «Иван Грозный». Первая серия исторического фильма вышла зимой 1945 года и получила Сталинскую премию. Работа над второй серией была прекращена осенью 1946 года по указанию ЦК ВКП(б). Эйзенштейна обвинили в искажении исторической правды. Третья серия не была полностью отснята. Работа над ней была прекращена в 1948 году, в связи со смертью режиссёра.Сергей Михайлович умер 11 февраля 1948 года от сердечного приступа. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Также по теме: