Военным кораблям и судам придется уведомить Россию о своих планах за 45 сутокРоссия берет под защиту Северный морской путь. Правительство разработало правила прохода по нему иностранных военных кораблей (документ имеется в распоряжении "Известий"). Представители США не раз заявляли, что также заинтересованы в СМП и Россия "не имеет права диктовать там свои условия". Однако с принятием новых правил ситуация изменится.Военным кораблям и судам теперь придется уведомить Россию о своих планах за 45 суток и обязательно брать на борт российских лоцманов. В проходе может быть и отказано, а в случае несанкционированного движения по СМП, как считают эксперты, Россия сможет применять чрезвычайные меры вплоть до ареста или уничтожение судна.Правила были разработаны из-за "активизации в Арктической зоне военно-морской деятельности различных государств". Они направлены на сохранение контроля над экологией и торговым судоходством.Буквально в среду командующий Европейским командованием ВС США генерал Кертис Скапаротти заявил во время слушаний в сенате, что "Соединенные Штаты готовы сдерживать Россию в Арктике", так как имеют в СМП "ресурсную и коммерческую заинтересованность".Интересный северОсобый интерес к русскому Северу США и другие страны НАТО проявляют давно и не ограничиваются словами. В прошлом году по Севморпути без предупреждения прошел корабль тылового обеспечения ВМС Франции "Рона". Командир корабля тогда заявил, что целью похода было "развитие наших знаний о регионе".Корабли с крылатыми ракетами на борту, проходящие по Севморпути, несут серьезную угрозу России, так как держат под прицелом фактически все военные и политические центры страны.В сложившейся международной обстановке контроль над СМП России просто необходим, заявил "Известиям" зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа.По мнению президента Центра глобальных интересов в Вашингтоне Николая Злобина, новые правила прохода СМП являются продолжением последовательной политики.- Россия давно встречает недовольство со стороны США, Канады и целого ряда европейских стран, даже Китай претендует на доступ к Северу, - пояснил эксперт.Как отметил военный эксперт Владислав Шурыгин, прописать правила прохода СМП для иностранных военных кораблей "нужно было еще вчера".- НАТО и США вполне могут попытаться создать очередной очаг напряженности у наших границ. И проход французского военного корабля это доказывает, - отметил эксперт. - Корабли будут заходить, проводить определенное время и уходить. Потребуется следить за ними и брать на сопровождение.Такие правилаСогласно новым правилам, иностранное государство должно будет отправить уведомление о походе своих плавсредств по северному пути за 45 суток до его начала.В документе требуется указать название военных кораблей и судов, цель, маршрут и сроки плавания. А также перечислить основные параметры - водоизмещение, длину, ширину, осадку и характеристики энергетической установки. Наконец, сообщить воинское звание и фамилию капитана судна.Также появится требование брать на борт российских лоцманов. В случае осложнения ледовой обстановки именно российские ледоколы должны будут обеспечить иностранным судам проводку.Корабли должны выполнять требования защиты морской среды от загрязнения. В случае возникновения аварийной ситуации или ухудшения ледовой обстановки командиры должны послать в ближайший российский порт или военно-морскую базу сообщение о происходящем.- Если российская сторона придет к выводу, что судно старое, имеет неприспособленную для ледовых морей обшивку или неподготовленный экипаж, его проход может быть запрещен, - рассказал "Известиям" вице-президент Российской ассоциации морского права, профессор Камиль Бекяшев.Если корабль или судно последует по Севморпути без разрешения, российская сторона может применить принудительные меры по его остановке, вплоть до чрезвычайных, - арест или уничтожение судна-нарушителя, считает профессор.- Международное морское и национальное законодательства позволяет это сделать, так как судно угрожает мореходству, экологии и человеческим жизням, - пояснил Камиль Бекяшев.В мутной водеПредставители США не раз заявляли в пику России, что Севморпуть должен быть транспортной артерией, открытой для всего мирового сообщества. Последний раз об этом в 2018 году официально заявлял командующий Береговой охраной США адмирал Пол Зукунфт.Действительно, СМП проходит не только в пределах территориальных вод России, тем не менее, наша страна имеет законное право регулировать судоходство по всему пути, отметил Камиль Бекяшев.- Это исторически сложившаяся единая транспортная коммуникация, которая считается нашим национальным достоянием, - говорит Камиль Бякишев. - Так записано в законе "О внутренних морских водах и территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Выходит маршрут за пределы территориальных вод или нет - значения не имеет. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года есть статья 234, в которой говорится, что в морских районах, покрытых льдами, прибрежные страны могут устанавливать более жесткие нормы прохода судов, чтобы избежать предотвращения загрязнения окружающей среды.США оспаривают права прибрежной страны устанавливать правила провода кораблей в северных широтах не только у России. Они не признают и право Канады распоряжаться арктическими маршрутами.Претензии США в отношении Севморпути уходят корнями во времена холодной войны - еще в 1964 году Вашингтон и Москва обменялись нотами протеста из-за попытки американских судов несанкционированно проследовать вдоль побережья СССР.Правила прохода военных кораблей нужны, отметил военный историк Дмитрий Болтенков.- США свойственно самостоятельное толкование законов, - рассказал "Известиям" Дмитрий Болтенков. - Так, 11 февраля 1992 года лодка SSN-689 "Батон-Руж" в уже российских водах столкнулась с лодкой Б-276 "Кострома". А с точки зрения США, в момент столкновения "Батон-Руж" была в международных водах. То, что она при этом еще вела разведдеятельность, осталось за кадром.США пытаются нагнетать напряжение вокруг Севморпути в том числе и по экономическим причинам, отметил член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Он отметил, что Севморпуть короче и рентабельнее других маршрутов доставки грузов между Азией и Европой.Потенциально, по некоторым оценкам, по северному пути могут перевозиться до половины евроазиатских грузов. Речь идет о торговом обороте в сотни миллиардов долларов. США как крупной торговой державе не выгодно развитие российского маршрута.Николай Злобин считает, что усиление контроля России за северными путями может вызвать ответную реакцию также со стороны Норвегии и Канады.Но если США увеличат свое военное присутствие на Севере, это будет противоречить сразу нескольким международным договорам - о демилитаризации Арктики и вооружениях в Европе, говорит Николай Злобин.И хотя этот договор ни Россия, ни страны Запада не ратифицировали, до сих пор он в основных чертах соблюдался.
https://stfw.ru
Холодная волна: иностранцам создали правила прохода Севморпути
Военным кораблям и судам придется уведомить Россию о своих планах за 45 сутокРоссия берет под защиту Северный морской путь. Правительство разработало правила прохода по нему иностранныхТакже по теме: