Сегодня официально открывает свою работу пятый по счету международный арктический форум "Арктика - территория диалога", который в текущем году стал весьма представительным: его даже пришлось перенести из Архангельска в Санкт-Петербург в связи с необходимостью принять столь большое количество гостей. Архангельск с таким наплывом мог банально не справиться. Достаточно сказать, что в нем принимают прямое участие главы пяти основных арктических государств: уже традиционно - российский президент Путин и президент Финляндии Саули Ниинистё, к которым добавятся исландский президент Гудни Йоханнессон, премьер-министры Норвегии и Швеции Эрна Сульберг и Стефан Левен. Владимир Путин, кстати, вчера уже направил телеграмму-приветствие участникам и гостям международного форума (несмотря на то, что форум открылся только во вторник, первые встречи, дискуссии и сессии прошли на площадках уже в понедельник, 8 апреля), а сегодня примет уже и личное участие в мероприятиях. Основными темами пятого форума заявлены устойчивое развитие арктических территорий и повышение качества жизни на Крайнем Севере. Впрочем, по порядку. Обсуждение пойдет на нескольких площадках и по нескольким темам, среди которых такие остроактуальные, как перспективы освоения нефтегазовых месторождений региона, судостроение, инфраструктурное развитие в условиях Крайнего Севера, экологические проблемы и даже такая региональная экзотика, как развитие полярной авиации (никаких, кстати, шуток: в настоящее время в России разрабатывается перспективное оборудование для нужд региональной полярной авиации, в том числе способное работать на грунтовых аэродромах, а также экранопланы и гидросамолеты). Но, безусловно, главными в экономической и геополитической повестке мероприятия станут вопросы и перспективы развития Северного морского пути. Так, в частности, участники сессии "Северный морской путь - ключ к развитию Российской Арктики", которая пройдет в рамках форума, обсудят выполнение целевой задачи по развитию Северного морского пути, сформулированной Владимиром Путиным, который, кстати, почти наверняка примет личное участие в обсуждении. Грузопоток по СМП к 2024 году должен быть увеличен до 80 миллионов тонн, что, безусловно, требует глобального осмысления и стратегических решений. И тут реально есть что обсудить. Такое внимание вполне понятно. Просто чтобы было наглядно: в настоящее время порядка десяти процентов всех не то что трансевразийских, но вообще всех мировых морских перевозок осуществляется через узкое "бутылочное горлышко" Суэцкого канала. Очередь - чуть ли не на несколько месяцев вперед. Не помогло даже строительство так называемого Нового Суэца: ну да, обороты изрядно выросли, но "расшить потоки" до конца все равно так и не удалось. Тут все несложно считается: морской транспорт по определению самый дешевый и выгодный, и спрос, соответственно, прилично выше предложения. И в этом смысле возникновение альтернативного маршрута перевозок посредством круглогодичной навигации по Северному морскому пути очень трудно переоценить. К тому же на севере нет политических рисков: таких, в частности, как конфликты, столь присущие региону Ближнего Востока, пиратство в том же Аденском заливе и многих других. Маршрут по СМП, по сути, является маршрутом каботажного плавания вдоль берегов российской ядерной сверхдержавы, частично в исключительных территориальных водах Российской Федерации. И там противопоказано шалить не только пресловутым "сомалийским пиратам", но и пиратам куда более серьезным, с офисами в ведущих западных столицах: к охране своей собственной территории Россия в последние годы относится весьма вдумчиво, и туда лучше не лезть. И неслучайно наши заокеанские партнеры относятся к перспективам СМП настолько резко отрицательно: его полноценный запуск будет означать подрыв главного фактора их экономического могущества, осуществляемого через контроль глобальной торговли через логистику морских перевозок. Северный морской путь наносит удар по самому дорогому, что есть у Вашингтона: по его собственному бумажнику, и такое Вашингтон не может не только простить: он тупо не имеет права этого допустить. Это вам даже не "Северный поток - 2", который для одной из отраслей американской экономики, конечно, весьма неприятен, но отнюдь не смертелен. Здесь же, по мнению многих экспертов, США могут сразу же потерять в системообразующем для них вопросе регулирования глобальной мировой торговли через банальный "вопрос цены". В итоге Россия сталкивается с противодействием проекту даже сейчас, с первого этапа, когда вопрос о постановке контейнерных перевозок на поток через СМП является по определению еще только "перспективным" и остро вообще не стоит. Собственно, именно об этом и говорит российский президент Путин, когда в рамках арктических форумов предлагает к обсуждению самый ключевой вопрос развития региона: вопрос обеспечения региональной безопасности. Арктика должна стать, по словам Путина, "территорией мира": мы готовы об этом договариваться, готовы сотрудничать, нам это нужно и важно. И вовсе не потому, что мы недостаточно сильны в регионе, как раз наоборот: военная мощь России в высоких широтах вполне достаточна и не имеет конкурентов. Просто именно безопасность и бесконфликтность является очевидным конкурентным преимуществом Северного морского пути: для нас, в отличие от американских партнеров, Арктика - приз, а не экзистенциальная угроза. И любой, даже локальный, конфликт нам в этом регионе совершенно ни к чему. Тут достаточно привести мнение нынешнего главы Минприроды Дмитрия Кобылкина: "Один рубль, вложенный в арктические проекты, привлекает еще 15 рублей, это хорошая пропорция, которую мало какой сегмент экономики может дать". И те российские проекты в Арктике, которые уже сейчас по факту используют возможности Северного морского пути, типа проектов того же НОВАТЭК - такие как действующий "Ямал СПГ" и активно строящийся "Арктик СПГ" - тут очень хороший и, самое главное, весьма наглядный пример. Россия обеспечит поддержку всем судам, проходящим по Севморпути ria.ru/20190409/1552504453.html С.-ПЕТЕРБУРГ, 9 апр - РИА Новости. Россия готова обеспечивать поддержку всем судам, проходящим по Северному морскому пути, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Говоря о судоходстве в пределах Северного морского пути на Международном арктическом форуме, Лавров отметил, что по международному праву прибрежное государство имеет существенные права по регулированию судоходства в территориальных водах и исключительной экономической зоне. "В частности, особые права предусмотрены и в отношении покрытых льдом районов в пределах исключительной экономической зоны. В акватории Северного морского пути действует правило, соответствующие правила плавания, которые утверждаются министерством транспорта РФ, российским правительством. На протяжении многих лет все государства, которые пользуются Северным морским путем, - а в прошлом году им пользовались суда более чем 20 государств, - они эти правила соблюдают", -заявил Лавров. Он подчеркнул, что правила едины и для иностранных, и для российских судов - "предусматривается лоцманская и ледовая проводка этих судов, и главное, что мы берем на себя ответственность за обеспечение безопасности, за обеспечение максимально бережного отношения к очень хрупкой экосистеме этого региона"."По большому счету, у России уникальный опыт, я думаю. можно без ложной скромности это сказать, обеспечения правильной деятельности в высоких широтах, и мы готовы обеспечивать поддержку всем судам, которые проходят по Северному морскому пути. Мы развиваем портовую инфраструктуру, развиваем навигационные, географические возможности этой артерии транспортной и, конечно, возможности поиска и спасения", - пояснил министр. Он сравнил правила судоходства на Северному морскому пути с правилами дорожного движения - их не навязывают, их необходимо соблюдать ради своей же безопасности. "Так что надеюсь, что мы будем и дальше взаимодействовать по использованию Северного морского пути, обеспечивая оптимальное сочетание экономической целесообразности, экологической безопасности и, конечно, регулирование, которое сейчас применятся, оно доказало свою эффективность, никаких жалоб на то, как эти правила реализуются на практике, ни от кого не слышали", - заключил Лавров. Международный арктический форум "Арктика - территория диалога", который проходит в Петербурге 9-10 апреля, является одной из ключевых площадок для обсуждения проблем и перспектив Арктического региона на мировом уровне. Главная тема предстоящего форума - "Арктика. Океан возможностей". В основе деловой программы будут представлены три трека: "Прибрежные территории", "Открытый океан" и "Устойчивое развитие".
https://stfw.ru
Арктика: приз или угроза. Почему для США так опасен Северный морской путь
Сегодня официально открывает свою работу пятый по счету международный арктический форум \"Арктика - территория диалога\", который в текущем году стал весьма представительным:Также по теме: