Информационные технологииStfw.Ru 🔍
🕛

"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России

Накануне 100-летия со дня рождения конструктора Сергея Ковалева журналисты ТАСС впервые побывали на ТК-20 \"Северсталь\" - одном из шести созданных им атомных стратегических
Накануне 100-летия со дня рождения конструктора Сергея Ковалева журналисты ТАСС впервые побывали на ТК-20 "Северсталь" - одном из шести созданных им атомных стратегических крейсеров проекта 941  Стоя на верхней палубе этого корабля, не сразу понимаешь его настоящие масштабы, а они поистине впечатляют: от носа до кормы длина лодки почти 173 метра, высота от киля до верхней точки рубки - около 26 метров, что примерно сопоставимо с высотой девятиэтажного дома. Но самое интересное, что этот гигант, способный разгоняться под водой до 50 км/ч, относится к числу самых малошумных среди атомных субмарин.Таких лодок было всего шесть - и это была самая грозная серия подводных кораблей, когда-либо созданных человечеством. В Советском Союзе их называли "Акулами" (по классификации НАТО - "Тайфун") - как и их тезки, это были смертельно опасные морские хищники. А ведь именно они вошли в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие атомные подлодки в мире. По смелости и уникальности технических решений проект 941, разработанный конструкторским бюро "Рубин" и построенный на крупнейшей в нашей стране верфи "Севмаш" (входит в Объединенную судостроительную корпорацию), остается непревзойденным в мировом кораблестроении и до сих не утратил своей роли.   "Акула" помогает "Бореям"Три "Тайфуна" были утилизированы в начале 2000-х годов, сейчас осталось еще три. В настоящее время ТК-20 "Северсталь" находится у причала Беломорской военно-морской базы (БелВМБ) Северного флота, рядом - ТК-17 "Архангельск". Лодки в составе Военно-морского флота (ВМФ) РФ, но выведены из его боевого состава. Реальные боевые действия эти корабли вести не могут, поскольку требуется проведение определенных работ для восстановления технической готовности. Сегодня они безоружны. В 2018 году с этих кораблей были даже срезаны крышки ракетных шахт в рамках исполнения договора о СНВ, чтобы показать нашим заокеанским коллегам, что у нас ракет нет."У корабля, как и у человека, своя судьба: он рождается, живет... и после должен уйти на покой, другими словами, утилизироваться. Поэтому судьбу „Акул" решает наш ВМФ. На сегодняшний день Министерством обороны РФ принято решение, что последние две подлодки (кроме „Дмитрия Донского") будут утилизированы", - рассказал в интервью ТАСС глава "Севмаша" Михаил Будниченко. title=""Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России"  Сегодня в составе ВМФ есть головной подводный стратегический крейсер проекта 941 - ТК-208 "Дмитрий Донской". Он прошел модернизацию на судоверфи и был переоборудован для испытаний ракетного комплекса "Булава-30". "На ТК-208 отрабатывались все детали запуска ракеты, бортового управления стартом и так далее. И уже после полной отработки ракета была запущена с подводного корабля проекта 955 „Юрий Долгорукий", - говорит Будниченко.Десять пусков ракет нового комплекса, проведенные с „Дмитрия Донского", показали очень хорошие характеристики в части стабильности движения корабля, прохождения ракетой подводного участка, работы навигационного комплекса. Стоит отметить, что на пути модернизации корабля конструкторы преодолели сопротивление и опасения многих сомневавшихся и коренным образом изменили принятый ранее порядок испытания новых морских ракетМихаил Будниченкогенеральный директор ПО „Севмаш"Запускать 40-тонную ракету с „Дмитрия Донского", минуя все полигонные и стендовые старты, позволяла его уникальная архитектура. Создатель этого корабля Сергей Ковалев гарантировал полную безопасность экипажа во время испытаний. Как заявлял сам Сергей Никитич в эфире Первого канала, „это, в общем, явилось залогом к тому, чтобы можно было реально создавать принципиально новую морскую твердотопливную ракету "Булава-30". Но и сегодня, по словам главы "Севмаша", "Дмитрий Донской" не теряет своей роли. "Это боевая единица в составе БелВМБ Северного флота. Он ходит в море и работает вместе с нашими кораблями, участвует сейчас в испытаниях „Князя Владимира" (проект „Борей-А") и „Казани" (проект „Ясень-М")", - отмечает Будниченко.Однако в настоящее время, по мнению гендиректора судоверфи, подлодки проекта 941 уже не нужны, ведь "техника ушла вперед, и это закономерно". "Боевые возможности корабля определяются не размерами, а тактико-техническими характеристиками: количество ракет, боеголовок, глубина погружения, скорость плавания, скрытность, - рассказывает Будниченко. - Поэтому сегодня на смену „Акулам" пришли лодки четвертого поколения. Если говорить о стратегах, то это - „Бореи". И сегодня они значительно более грозные, чем „Акулы", и имеют целый ряд преимуществ - скрытность, физические поля и тактико-технические характеристики. Время идет вперед". -->"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России
"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России "Сам по себе пуск баллистической ракеты - это финальный аккорд, скажем, большой симфонии", - говорит командир "Акулы". Ведь имеется подготовительная работа по обслуживанию этой ракеты, по ее погрузке, по ее доставке, по подготовке личного состава, который выполняет определенные мероприятия.Конструктор Ковалев неоднократно в интервью подчеркивал, что решение о размещении ракет между двумя параллельными прочными корпусами было "очень храбрым решением", и называл этот вариант "экзотическим". И, соответственно, такая архитектура потребовала совершенно нового подхода к устройствам субмарины - рулям, винтам, антеннам и другим механизмам. В чреве гигантской "Акулы" Чтобы построить подводный корабль, способный вместить 20 баллистических ракет и экипаж в количестве более 160 человек, необходимо было спроектировать корпус революционной конструкции. Поэтому "Акула" - единственная лодка в истории, имеющая не один, а два прочных корпуса. Они размещены бок о бок внутри 173-метрового легкого корпуса.Когда лодка погрузилась, в это пространство между легким и прочным корпусом заливается забортная вода. Она эту воду и таскает с собой - ее называют водовозомДмитрий Красновкапитан-лейтенант В этом, по мнению капитана-лейтенанта Краснова, и была уникальность этого проекта. "Тут две лодки в лодке - два основных корпуса, и между ними расположены ракетные шахты. То есть два корпуса, два реактора, две турбины и два винта. Мощность реактора 190 мегаватт, турбины - 50 000 л.с., скорость хода дает 26 узлов (около 50 км/ч). То есть представляете: девятиэтажка под водой несется с такой скоростью", - говорит подводник. 
"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России
"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России В автономке весь экипаж делится на три боевые смены: одна на посту, вторая - отдыхающая, третья занимается разными работами. И вот вторая смена может не только спать, а посмотреть кино, поиграть в шахматы, послушать музыку, не мешая тем самым тем, кто отдыхает после вахтыАлексей Жигановкомандир подлодки "Северсталь", капитан 2-го ранга 
"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России
"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России Глубина погружения "Акулы" - 400 метров. Полный экипаж - порядка 160 человек. Автономность - 120 суток. Что касается ограничений по автономности, то их два - это усталость экипажа и еда, однако и ее можно подвезти. Лодка сама из морской воды может делать пресную, питьевую, вырабатывать кислород.Есть на корабле и такие люки, с помощью которых грузятся запчасти, продукты и другие необходимые для дальнего похода вещи. Под нижней палубой имеется провизионная камера, где хранится необходимый запас продовольствия. В 1970-е годы уже был разработан телевизионный комплекс на корабле. Была установлена видеокамера, которая позволяла следить за реакторным отсеком, где не было людей. После подробной экскурсии по "Северстали", несмотря на возраст корабля, понимаешь, что еще очень много того, с чего до сих пор не снят гриф секретности, и не пришло время об этом говорить открыто.В завершении нашей беседы командир "Акулы" еще раз рассказывает об уникальности этого проекта и о том, что для своего времени "это было очень прорывное научно-техническое решение". "То, что оружие немного устарело, - да, но сам носитель сделан по очень интересной схеме, имеет феноменальную живучесть, что очень важно для подводной лодки, - говорит Жиганов. - Корабль имеет очень хорошие условия жизнеобеспечения экипажа, что недоступно нашим братьям-подводникам на других подводных лодках. А самое главное - это нормальные боевые посты, хорошо размещена техника, варианты ее замены". 
"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ Россииhttps://stfw.ru

Также по теме:
Вне компьютерной темы.