"Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России
Накануне 100-летия со дня рождения конструктора Сергея Ковалева журналисты ТАСС впервые побывали на ТК-20 \"Северсталь\" - одном из шести созданных им атомных стратегических
Накануне 100-летия со дня рождения конструктора Сергея Ковалева журналисты ТАСС впервые побывали на ТК-20 "Северсталь" - одном из шести созданных им атомных стратегических крейсеров проекта 941 Стоя на верхней палубе этого корабля, не сразу понимаешь его настоящие масштабы, а они поистине впечатляют: от носа до кормы длина лодки почти 173 метра, высота от киля до верхней точки рубки - около 26 метров, что примерно сопоставимо с высотой девятиэтажного дома. Но самое интересное, что этот гигант, способный разгоняться под водой до 50 км/ч, относится к числу самых малошумных среди атомных субмарин.Таких лодок было всего шесть - и это была самая грозная серия подводных кораблей, когда-либо созданных человечеством. В Советском Союзе их называли "Акулами" (по классификации НАТО - "Тайфун") - как и их тезки, это были смертельно опасные морские хищники. А ведь именно они вошли в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие атомные подлодки в мире. По смелости и уникальности технических решений проект 941, разработанный конструкторским бюро "Рубин" и построенный на крупнейшей в нашей стране верфи "Севмаш" (входит в Объединенную судостроительную корпорацию), остается непревзойденным в мировом кораблестроении и до сих не утратил своей роли. "Акула" помогает "Бореям"Три "Тайфуна" были утилизированы в начале 2000-х годов, сейчас осталось еще три. В настоящее время ТК-20 "Северсталь" находится у причала Беломорской военно-морской базы (БелВМБ) Северного флота, рядом - ТК-17 "Архангельск". Лодки в составе Военно-морского флота (ВМФ) РФ, но выведены из его боевого состава. Реальные боевые действия эти корабли вести не могут, поскольку требуется проведение определенных работ для восстановления технической готовности. Сегодня они безоружны. В 2018 году с этих кораблей были даже срезаны крышки ракетных шахт в рамках исполнения договора о СНВ, чтобы показать нашим заокеанским коллегам, что у нас ракет нет."У корабля, как и у человека, своя судьба: он рождается, живет... и после должен уйти на покой, другими словами, утилизироваться. Поэтому судьбу „Акул" решает наш ВМФ. На сегодняшний день Министерством обороны РФ принято решение, что последние две подлодки (кроме „Дмитрия Донского") будут утилизированы", - рассказал в интервью ТАСС глава "Севмаша" Михаил Будниченко. title=""Одна подлодка контролирует полмира". О сверхмощной "Акуле", ставшей легендой ВМФ России" Сегодня в составе ВМФ есть головной подводный стратегический крейсер проекта 941 - ТК-208 "Дмитрий Донской". Он прошел модернизацию на судоверфи и был переоборудован для испытаний ракетного комплекса "Булава-30". "На ТК-208 отрабатывались все детали запуска ракеты, бортового управления стартом и так далее. И уже после полной отработки ракета была запущена с подводного корабля проекта 955 „Юрий Долгорукий", - говорит Будниченко.Десять пусков ракет нового комплекса, проведенные с „Дмитрия Донского", показали очень хорошие характеристики в части стабильности движения корабля, прохождения ракетой подводного участка, работы навигационного комплекса. Стоит отметить, что на пути модернизации корабля конструкторы преодолели сопротивление и опасения многих сомневавшихся и коренным образом изменили принятый ранее порядок испытания новых морских ракетМихаил Будниченкогенеральный директор ПО „Севмаш"Запускать 40-тонную ракету с „Дмитрия Донского", минуя все полигонные и стендовые старты, позволяла его уникальная архитектура. Создатель этого корабля Сергей Ковалев гарантировал полную безопасность экипажа во время испытаний. Как заявлял сам Сергей Никитич в эфире Первого канала, „это, в общем, явилось залогом к тому, чтобы можно было реально создавать принципиально новую морскую твердотопливную ракету "Булава-30". Но и сегодня, по словам главы "Севмаша", "Дмитрий Донской" не теряет своей роли. "Это боевая единица в составе БелВМБ Северного флота. Он ходит в море и работает вместе с нашими кораблями, участвует сейчас в испытаниях „Князя Владимира" (проект „Борей-А") и „Казани" (проект „Ясень-М")", - отмечает Будниченко.Однако в настоящее время, по мнению гендиректора судоверфи, подлодки проекта 941 уже не нужны, ведь "техника ушла вперед, и это закономерно". "Боевые возможности корабля определяются не размерами, а тактико-техническими характеристиками: количество ракет, боеголовок, глубина погружения, скорость плавания, скрытность, - рассказывает Будниченко. - Поэтому сегодня на смену „Акулам" пришли лодки четвертого поколения. Если говорить о стратегах, то это - „Бореи". И сегодня они значительно более грозные, чем „Акулы", и имеют целый ряд преимуществ - скрытность, физические поля и тактико-технические характеристики. Время идет вперед". -->
Также по теме:
- Самый большой в мире подводный ракетоносец "Дмитрий Донской" останется в составе ВМФ России - главком
- В День России в состав Военно-Морского Флота торжественно принят новейший ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта "Борей-А" " ...
- Первый модернизированный "Ясень-М" подлодка "Казань" получила новую систему управления