Информационные технологииStfw.Ru 🔍
🕛

11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом

На дворе первая половина 19 века: золотое время русской литературы, ещё слышны отзвуки войны с Наполеоном, а Петербург расцветает пышными образцами классицизма. В это время в мире
На дворе первая половина 19 века: золотое время русской литературы, ещё слышны отзвуки войны с Наполеоном, а Петербург расцветает пышными образцами классицизма. В это время в мире всё больших масштабов обретает промышленная революция, движимая паровым двигателем. Появляются первые железные дороги с паровозами в Великобритании, Германии, Бельгии. Рано или поздно они должны были появиться и в Российской империи.Как и во многих других предприятиях, первым энтузиастом в области развития железных дорог в России стал иностранец - подданный австрийской империи чех Франц Антон Герстнер (или по-чешски Франтишек). Его отец был автором хрестоматийной монографии по прикладной механике, поэтому сын перенял увлечение техникой. Появление первых железных дорог вдохновило Франца, он считал строительство новых линий крайне выгодной и перспективной затеей и даже поучаствовал в создании в 1830 году конной железной дороги в Богемии. Но, как и всякие нововведения, подобная затея не вызвала воодушевления на его родине. Тогда он обратил внимание на Россию, где в силу больших пространств транспортная связь играла одну из ключевых ролей в развитии экономики (в чём чех убедится позднее в ходе командировок по Уралу).Франц Герстнер-младший, идейный вдохновитель железных дорог в РоссииФранц Герстнер направил несколько писем высокопоставленным чиновникам Российской империи вплоть до императора Николая I с просьбой поработать на благо страны. В результате его просьба была удовлетворена, и чех приступил к исследованиям транспортной обстановки. В 1835 году он добился аудиенции у императора, где горячо доказывал необходимость строительства железных дорог. В том же году с Николаем встречался и другой адепт технического прогресса - знаменитый промышленник Сергей Иванович Мальцов, который через сорок лет положит начало целой сети собственных узкоколеек. Перед встречей он посетил конную железную дорогу, построенную по проекту Герстнера, и делился впечатлениями императором.Государь упомянул об опасности железных дорог, указав, что в Англии при открытии какой то дороги задавили лорда. Против этого, я старался выставить, каким опасностям подвергаются у нас при езде на лошадях. Тогда Государь сказал: "а снега? ты забыл, что у нас 6 месяцев нельзя ездить будет?" на этот вопрос я доложил, что можно будет очищать. Государь еще что-то пошутил, но мой рассказ произвел на него впечатление,- вспоминал потом Мальцов.title="11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом" Сергей Иванович Мальцов тоже приложил руку и слово к процессу появления на свет российских железных дорогНиколай I живо интересовался идеями Мальцова и Герстнера, но его окружали и активные противники железнодорожного строительства, в частности министр финансов Егор Францевич Канкрин. Как-то на балу в присутствии Канкрина:Тут Государь спросил меня, куда бы я повел дорогу? я отвечал: из Москвы одну в Китай, другую в Индию. Государь, обратись к Канкрину: "отправь его в сумасшедший дом!", засмеялся и пошел. Тем не менее, Герстнер не оставлял надежд реализовать свой проект в России. Первая возможность ему выпала прямо в Санкт-Петербурге, где по его проекту возвели временную узкоколейную дорогу для доставки материалов к строящемуся Исаакиевскому собору. По воспоминаниям одного из членов французской делегации, посетившей стройку, пылкий чех с увлечением показывал свою узкоколейку и рассказывал о великом будущем железных дорог:Поверьте, мы убедим Канкрина пожертвовать извозным промыслом и водяным сплавом. Мы заглушим жалкий лепет русских министров о том, что провиденье назначило для России на зиму санную дорогу. Мы покроем все страны железными путями - Урал, Волгу и Вислу мы свяжем с обеими столицами. Из Петербурга магической силой паров вы домчитесь в три дня до Парижа. Рельсы пересекут пустынные пески Азии и Африки. Непобедимые локомотивы прорежут прерии и саванны обеих Америк... Мы победим пространство и время!Герстнер предлагал довольно дерзкий план по строительству железнодорожных линий между Петербургом, Москвой, Нижним Новгородом... а взамен просил 20-летнюю монополию на эту деятельность. В итоге его уговоры сделали своё дело, но лишь в виде компромиссного варианта: император дозволил строить "опытную" железную дорогу из Петербурга в Царское Село. Граф Канкрин такое решение прокомментировал язвительно:"ну, это можно; вот в Павловске кабак, к нему дорога; это полезно".Собрав необходимую для начала строительства сумму денег путём выпуска акций и поиска инвесторов, Герстнер стал заключать контракты на поставку рельсов, подвижного состава и прочего оборудования в Англии и Бельгии. Начались изыскания, в ходе которых было решено использовать необычно широкую колею 1829 мм вместо стандартной европейской 1435 мм.-->11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом 
11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом11 ноября 1837 года открыто движение по первой железной дороге в России между Санкт-Петербургом и Царским Селом
Также по теме:
Вне компьютерной темы.