Остановка нефтяных скважин, рискованный и дорогой вариант
Временная остановка скважин - это то, чего нефтяные компании пытаются избежать любой ценой. Поскольку возобновление добычи стоит дорого, и нет гарантии того, что дебит скважины восстановится,
Временная остановка скважин - это то, чего нефтяные компании пытаются избежать любой ценой. Поскольку возобновление добычи стоит дорого, и нет гарантии того, что дебит скважины восстановится. Сомнения настолько велики, что некоторые эксперты задаются вопросом: не ускорит ли нынешний раунд остановок истощение запасов нефти. Некоторые российские инженеры даже рассматривают возможность сжигания избыточной нефти, а не сокращения добычи.Кризис COVID-19 привел к быстрому и резкому падению спроса на нефть, которое, по оценкам, в апреле составило 25-30%. Ожидается, что значительная часть этого падения будет восстановлена к концу года, но перед лицом значительного падения цен на нефть и нехватки резервуаров для хранения нефтяные компании столкнутся с трудной дилеммой: пережить эту черную полосу или сократить добычу?Для неспециалиста сокращение добычи кажется очевидным. Но нефтяная скважина - это не кран с водой, который можно регулировать по мере необходимости. Либо она работает на полную мощность, либо не работает вообще. Клапаны есть, но они используются только в течение коротких периодов для технического обслуживания или аварийных остановок. Нефтяные компании знают, что решение об остановке на длительный период имеет три серьезных последствия: - скважина может никогда не вернуться к своему предыдущему дебиту - насосное оборудование должно быть отремонтировано и переоборудовано - другие объекты (нефтеперерабатывающие заводы и трубопроводы) не могут эксплуатироваться без минимального уровня производства.Влияние на скважиныНефтяное месторождение представляет собой сложную структуру, где различные сорта нефти со временем оседают в пористых породах, таких как песчаник. Бурение и откачка высвобождают эту смесь нефти и газа. Любая остановка может привести к закупориванию пор или запарафиниванию. Это означает, что добыча может уменьшиться наполовину или даже полностью прекратиться. Эта потеря продуктивности не всегда происходит, иногда возможно восстановить часть добычи, используя химикаты. Поэтому легко понять, почему нефтяные компании стремятся избежать остановки скважин.По геологическим ограничениям процесс остановки рискован сам по себе. Для остановки скважины используется специальная установка для нагнетания тяжелого бурового раствора, чтобы перекрыть поток нефти и газа. Это в меньшей степени блокирует поры, изменяет давление внутри скважины и неизбежно усложняет любые попытки возобновления добычи. Сама скважина также заглушается заливкой цемента.Чтобы возобновить добычу, необходимо установить новую буровую, пробить цементную пробку и закачать глинистый раствор с надеждой, что нефть снова начнет течь. Если это не поможет, то придется пробурить новую скважину, закачать химикаты или даже провести гидроразрыв (фрекинг). Все эти шаги - дорогостоящие и трудоемкие. Если все нефтяные компании попытаются возобновить работу в одно и то же время, то не хватает рабочих бригад, чтобы справиться с такой нагрузкой. По окончании последнего подобного кризиса некоторые восстановительные работы пришлось ждать до двух лет.Нефтеносные пески Альберты имеют схожие проблемы. Битум отделяется от песка в результате нагнетания пара. Уровни тепла и давления должны оставаться постоянными, иначе битум может закупорить поры в коллекторе и засорить трубы. В лучшем случае возобновление добычи может занять нескольких месяцев, в худшем - остановка может навсегда снизить продуктивность.У морских буровых платформ - свои проблемы. Когда насос остановлен, давление быстро нарастает, что приводит к образованию гидратов и закупориванию труб. Подводные трубопроводы, которые транспортируют нефть к побережью, особенно подвержены риску. Возобновление добычи на морских объектах настолько сложно, что остановка считается самым последним вариантом для нефтяных компаний.Непомерный ценникВывод из эксплуатации скважины стоит дорого. В случае высокодебитной скважины простая остановка и извлечение погружного насоса стоит около $150000. Для скважины со средним дебитом это будет стоить около $75000 долларов. Для защиты оборудования, которое нельзя извлечь из скважины, должна применяться химическая обработка стоимостью $2000-5000.Возобновление добычи также чрезвычайно дорого. Очистка скважины от скопившейся воды стоит $10000-20000. Для высокодебитной скважины ремонт погружного насоса стоит около $150000, а его замена стоит вдвое дороже. Счет может доходить до $400000 и даже $500000. Даже для малодебитной скважины ремонт оборудования стоит не менее $50000.Счет за химикаты, используемые для восстановления традиционной скважины, колеблется от $50000 до $100000. Если необходимо провести гидроразрыв пласта сланцевой нефтяной скважины, то придется дополнительно выделить $3-5 млн.Таким образом в настоящее время поставлена на карту судьба тысяч скважин. В Северной Дакоте уже остановлено 6200 скважин, большинство из которых имеют средний дебит и зависят от гидроразрыва пласта. Учитывая высокую стоимость повторного запуска, счет может составить до миллиарда долларов. В Луизиане почти 17000 скважин, вероятно, будут остановлены из-за кризиса. В Техасе цифры еще выше.Стоимость достаточно высокая для обоснования остановки скважин со средним дебитом и является неподъемной для старых скважин, заканчивающих свой срок службы и добывающих менее 10 баррелей в сутки. Эти скважины должны продолжать добычу, иначе они просто будут потеряны навсегда. Поскольку их много (почти 11% добычи нефти в США), потери могут быть значительными для отрасли.Другие соображенияБольшинство НПЗ не могут работать ниже 60-70% от их базовой мощности. Для некоторых эта цифра составляет 50%, но не менее. Если добыча нефти будет продолжать снижаться, некоторые НПЗ придется закрыть, временно или навсегда. Производство на нефтеперерабатывающих заводах в США уже провалилось на 30%, это означает, что они уже почти достигли точки остановки. Риски намного больше, поскольку спрос на нефть в США снизился с 18 до 5 млн. баррелей в сутки во время кризиса COVID.Речь идет только об оборудовании, которое должно продолжать работать, так как оно выйдет из строя, если не используется. Поэтому для некоторых старых и малоприбыльных нефтеперерабатывающих заводов может возникнуть финансовая ситуация, когда невозможно возобновить работу после остановки. По оценкам, после кризиса США могут навсегда потерять от одного до двух миллионов баррелей в сутки перерабатывающих мощностей.Еще один тревожный объект инфраструктуры - Трансаляскинский трубопровод. Если пропускная способность будет менее 400000 баррелей в сутки, то окружающая вечная мерзлота будет создавать охлаждающий эффект. В таких условиях могут образовываться кристаллы льда и парафин, которые могут заблокировать трубы и повредить насосы. Добыча нефти на Аляске в течение многих лет снижалась, поэтому трубопровод уже используется на минимальной мощности. Постепенное снижение добычи приведет к остановке трубопровода, что сделает невозможной дальнейшую добычу нефти из-за отсутствия возможности ее транспортировать. Короче говоря, вся добыча нефти на Аляске может иссякнуть сразу.Решения, решенияВ этом контексте понятно, что нефтяные компании так неохотно готовы сокращать добычу, даже если они по уши в долгах и даже если нефть настолько дешева, что им приходится продавать ее ниже цены безубыточности. Возобновление добычи стоит дорого и есть риски падения добычи при повторном запуске. Некоторые российские производители даже говорят, что предпочли бы сжигать непроданную нефть, а не закрывать скважины. Кроме того, некоторые контракты на землепользование требуют от нефтяных компаний качать нефть под угрозой штрафов!Некоторые аналитики считают, что нефтяная отрасль выйдет из кризиса в таком плохом состоянии, что не сможет профинансировать возобновление работы остановленных скважин. Некоторые предполагают, что частичная национализация нефтяной промышленности США оправдана.Как насчет пика нефти?Когда начался кризис, некоторые эксперты полагали, что COVID-19 задержит пик нефти из-за падения спроса на нефть. Теперь уже кажется, что может быть и обратное: что мы действительно можем приблизиться к пику нефти. Некоторые скважины будут навсегда потеряны, а другие никогда не вернутся к своему прежнему уровню добычи. Кроме того, финансово несостоятельным нефтяным компаниям будет сложно запускать новые проекты.Поэтому можно ожидать, что нынешний избыток нефти постепенно уступит место растущему дефициту. Цены, вероятно, снова вырастут, а нефть может стать слишком дефицитной и слишком дорогой, чтобы обеспечить существенный экономический рост. Зеленобесы будут активно приветствовать это падение добычи ископаемого топлива, но мы должны помнить, что энергетический кризис может также помешать нашей способности эффективно перейти к новому энергетическому укладу.Перевод
Также по теме: