Байкшеринг и интеллектуальные парковки: как создаются умные города
В 2019 году объем рынка GovTech составил $400 млрд, и половина из них приходится на США и Европу. Здесь сосредоточено наибольшее количество компаний - 43 и 27% соответственно. Одной
В 2019 году объем рынка GovTech составил $400 млрд, и половина из них приходится на США и Европу. Здесь сосредоточено наибольшее количество компаний - 43 и 27% соответственно. Одной из наиболее развитых отраслей GovTech сегодня является умный город: это системы мониторинга и городского планирования. По данным исследования Vinci Research, благодаря автоматизации процессов и использованию искусственного интеллекта он должен улучшить качество жизни и снизить издержки рабочих процессов. Мария Лапук, сооснователь PR-агентства Vinci Agency, рассказала, как умный город борется с проблемой экологии и меняет общество.Умная окружающая средаЕжегодно производится 2 млрд тонн твердых коммунальных отходов, которые накапливаются в природе и представляют угрозу для здоровья. В России перерабатывается только 5-10% мусора, в то время как в западных странах - до 70%. Исправить ситуацию способны системы разделения отходов, а также решение вопроса транспортировки. Она составляет 65% от стоимости утилизации, поэтому создает дополнительные расходы.Финская компания Enevo использует технологию IoT для предоставления аналитических данных об образовании и удалении отходов. С ней сотрудничает администрация Амстердама, Westdale и Peet's Coffee. Благодаря Enevo в семи филиалах McDonald's в Великобритании снизили затраты на 12% и сократили утечку отходов. Использование умных технологий обеспечило эффективность затрат и помогло облегчить жизнь занятой ресторанной команде благодаря автоматизации процессов контроля. Компания смогла более детально отслеживать показатели по переработке и понимать, что происходит с их отходами, когда они покидают рестораны.Южнокорейская компания Ecube Labs также предложила свое решение по управлению отходами, призванное улучшить эффективность их сбора минимум на 50%. Технология применяется в аэропорту Дублина, в Балтиморе, Мельбурне и других городах (в сотрудничестве с городской администрацией). В Южной Корее Ecube Labs внедрила свое решение в университетские кампусы в Сеуле. Всего 144 мусорных контейнера CleanCUBE заменили более 400 традиционных бункеров. Это уменьшило расходы университета на сбор мусора на 86%, а в общественных местах стало чище, чем когда-либо. Работники по сбору отходов считают, что использовать систему мониторинга удобно, и это позволяет им предоставлять более качественные услуги гораздо эффективнее. В России проблеме мусора стали уделять внимание и на законодательном уровне, запустив в январе 2019 года реформу, которая нацелена на создание мусороперерабатывающей инфраструктуры. Кроме этого, в России немало и wastetech-стартапов с отличными решениями. Например, SmartCity Bin - умные урны с системой прессования отходов, уменьшающие их объем до 6-8 раз. Система оснащена датчиками, которые контролируют наполненность урны, атмосферное давление и внешнюю температуру. Работает она автономно, от солнечных батарей. SmartCity Bin снижает расходы на вывоз мусора на 70%.Экологичный общественный транспортПовышение числа автомобилей на дорогах и соответствующее увеличение заторов ухудшает экологическую ситуацию за счет выросших объемов выбросов. Помочь в этой ситуации способны внедрение электродвигателей, а также шеринг электросамокатов и велосипедов, который активно развивается на Западе и разгружает автомобильный поток.Китайская компания Mobike была первой в мире, предложившей услугу обмена велосипедами для городских коротких поездок. Велосипед можно взять в любое время, оставить в любом допустимом для парковки месте - он не привязан к конкретной станции. Разработкой успешно пользуются администрации Сарагосы, Лондона, Ганновера и другие государственные организации. Сегодня компания работает в 23 городах Европы. Например, в Сарагосе (Испания) благодаря Mobike город будет работать над мерами безопасности дорожного движения и службами парковки велосипедов в сотрудничестве с городским советом. Байкшеринг должен снизить количество заторов на дорогах и повысить городскую мобильность, сделать велосипеды таким же удобным и популярным транспортом, как автомобили. Пример с Mobike взяли многие западные компании: французская Smoove внедрила IoT и предлагает электрические велосипеды по всему миру, но здесь все же требуется возвращение транспорта на станцию. В России первой городская сеть проката появилась в Москве в 2013 году от "СитиБайк" - дочерней организации ВТБ. Причем оборудование поставляла как раз Smoove. С 2016 года, кроме обычных велосипедов, в сети есть и электрические (более 400), а с 2019 года "ВелоБайк" вышел за МКАД. Ежегодно интерес москвичей к велопрокату растет: в 2019 году было совершено больше 4,4 млн поездок через "ВелоБайк": прирост на 15% в сравнении с 2018.Интеллектуальная транспортная системаУвеличение количества транспорта на трассах повышает количество заторов, нерациональное использование дорожных ресурсов, увеличивает время в пути, расход потребляемого топлива. Обновление дорожных карт, оценка текущей ситуации, оптимизация маршрутов - обязательные компоненты умного города. По мнению Ивана Ожгихина, заместителя генерального директора холдинга "Швабе" госкорпорации Ростех, в России начинается активная стадия внедрения региональных интеллектуальных транспортных систем. Одна из самых масштабных в мире ИТС работает в Москве - это порядка 40 тыс. светофоров, более 10 тыс. оборудования, в которое входит датчики движения транспорта, камеры телеобзора, метеостанции, а также дорожные табло информации, системы связи и серверного оборудования. "Комфортная жизнь в городе - это, прежде всего, высокая транспортная доступность, когда время поездки из дома на работу предсказуемо. Интеллектуальная система регулирует транспортные потоки, борется с пробками и следит за тем, чтобы общественный транспорт ходил по расписанию. Это также один из важнейших факторов по повышению безопасности на дорогах", - говорит Иван Ожгихин.Израильская компания Valerann разработала беспроводную сенсорную интеллектуальную дорожную систему с применением IoT, которая в режиме реального времени предоставляет информацию обо всем, что происходит на дорогах. Тель-авивское шоссе Аялон в направлении съезда с бульвара Рокач испытывает умные дорожные датчики, чтобы предупредить об опасности. За автомобилистами будут наблюдать умные гвоздики - датчики, стратегически расположенные по бокам дороги, чтобы предупредить об опасностях или сбоях в дорожном движении.В Рочестере в 2016 году для отслеживания движения как администраторами, так и горожанами был представлен проект DoubleMap: программа для iOS и Android, а также веб-приложение и мобильная версия для Blackberry и Windows. В режиме реального времени жители города видят движение общественного транспорта, чтобы не ждать на остановке впустую свой автобус. Административные инструменты и отчеты для диспетчеров (со временем движения и маршрутом) помогают повысить эффективность транспортной системы города, управлять маршрутами, оптимизировать расходы и обслуживание транспорта. Отслеживание обеспечивает GPS.Система умеет оценивать время прибытия транспорта к определенной точке и оповещать о нем в SMS-сообщении. Для этого достаточно отправить ID остановки на короткий сервисный номер. На данный момент DoubleMap охватывает три континента и все города США. У компании более 1,5 тыс. клиентов, среди которых Техасский государственный университет, LYNX, EAU Claire Transit.Для России сама идея отслеживания общественного транспорта сегодня уже не в новинку: её еще с 2014 года предлагало приложение "Яндекс.Транспорт", функции которого с июня 2020 стали выполнять "Яндекс.Карты" - ими пользуются 50 млн человек. Однако функционал здесь ниже, чем у перечисленных западных аналогов. Горожане видят только время прибытия транспорта, видят, где он идет, но оповещений нет. Работает система только на смартфонах: веб-версия отсутствует.Умные парковкиУмные парковки - еще одна важная часть SmartCity, помогающая решить вопрос транспортного и экологического коллапса. Около 30% трафика - это блуждающие в поисках парковки машины. Москвичи и петербуржцы выбирают общественный транспорт, желая сэкономить свое время. Почти 80% владельцев машин в России периодически пользуются услугами такси, при этом 19% среди ключевых причин указывают нежелание искать парковку. Пока в России только думают, как решить ситуацию, на западе и в странах Азии уже с ней борются.Компания Qucit предоставляет администрации европейских городов (в первую очередь, французских) программное обеспечение, включающее технологии ИИ и позволяющее оценивать состояние парковочных мест. Автомобилист в приложении получает расчет времени на то, чтобы припарковаться, в зависимости от расстояния. Если далеко до наземного паркинга, система предложит подземный. Также в Амстердаме Qucit предлагает свои прогностические технологии от имени Egis, которая управляет 150 тыс. парковочных мест в городе и обеспечивает оплату. Сервис предсказывает, где можно найти автомобилистов, которые не заплатили за свое место, тем самым максимизируя уровень оплаты, а также повышая оборот парковочных мест. Китайская AI Park One использует ИИ для управления открытыми и гаражными парковками, благодаря чему водители могут заранее забронировать место. Также компания предлагает роботов для автоматической парковки, умную навигацию. Система охватила уже 2 тыс. парковок в китайских городах. В России Ford предложил для владельцев своих автомобилей сократить время на поиск парковочного места, а также упростить процесс оплаты с помощью приложения ParkApp Pay. Искусственный интеллект прогнозирует поведение пользователей и демонстрирует не только уже свободные места, но и те, которые в скором времени будут доступны.Цифровизация городов продолжит усиливаться, потому что она не только показывает экономическую эффективность, но и во всем мире продемонстрировала свою значимость в условиях пандемии. "Страны, в которых GovTech находится на высоком уровне, быстрее адаптировались к новым условиям, позволили гражданам выполнять большинство процедур в онлайн", - считает Виктор Яковлев, вице-президент "Газпромбанка" и руководитель департамента цифровых технологий. Он отмечает, что Россия пока не стала в этой сфере лидером, однако у нас есть крупные ИТ-игроки (Яндекс, "Лаборатория Касперского" и другие), которые способны создать не менее мощные продукты.
Также по теме: