Как ученые "Сириуса" исследуют возможности мозга
Задачи нацпроекта \"Наука\" нацелены на вхождение России в топ-5 мировых научных держав. Для этого по всей стране активно создаются соответствующие условия для работы специалистов,
Задачи нацпроекта "Наука" нацелены на вхождение России в топ-5 мировых научных держав. Для этого по всей стране активно создаются соответствующие условия для работы специалистов, обновляется приборная база, открываются научно-образовательные центры.Примером молодой, но перспективной команды ученых может стать коллектив направления "Прикладная когнитивная психология и нейронаука" научного центра когнитивных исследований НТУ "Сириус". Оно открыто совсем недавно, в 2018 году, но его сотрудники уже успели провести ряд заметных исследований.О том, где у нас в мозгу "размещается" креативность, как распознать сильные или слабые стороны школьников, чтобы сделать процесс обучения комфортным для каждого, и влияет ли социальное одобрение на экзаменационные оценки, - в материале корреспондентов портала "Будущее России. Национальные проекты".Индивидуальный подход"В настоящее время растет интерес к изучению роли когнитивных факторов в академической успешности - тех характеристик человека, которые влияют, например, на успешность освоения знаний", - рассказывает старший научный сотрудник направления "Прикладная когнитивная психология и нейронаука" Максим Лиханов (когнитивистика занимается исследованиями памяти, сознания, внимания и других процессов).Сотрудники направления занимаются поиском ответов на многие вопросы, например какая зона мозга отвечает за креативность, как помочь тем, кто отстает, или, наоборот, полностью раскрыть потенциал талантливых учеников.Лиханов шутит, что его и его коллег интересует практически все."Очень сложно сказать, что нас не интересует, потому что нас интересуют, например, креативность, пространственные способности, мотивация человека, тревожность, вещи, связанные с рабочей памятью, и так далее", - говорит он.На сегодняшний день диагностических инструментов, способных выявить проблемы ребенка или распознать его сильные стороны, в школе нет. Исследования же ученых лаборатории делают шаг в эту сторону и помогают узнать что-то новое об индивидуальных различиях детей, связанных с успехом в обучении. В перспективе эти разработки помогут в корректировке всей системы образования.Хулиган не равно двоечникОдно из недавних исследований молодых ученых, первые результаты которого недавно опубликовал журнал Personality and Individual Differences, было посвящено решению философских в некотором роде вопросов, например влияет ли характер и социальное поведение школьника на его оценки и успешность. Ученые проанализировали показатели успеваемости школьников и их поведенческие особенности и пришли к достаточно интересным выводам."Сетевой анализ показал, что годовая оценка школьников связана с личностными характеристиками, в то время как оценка за экзамен нет, - рассказывает Лиханов. - Этот результат исследования может свидетельствовать о том, что оценки учителей могут отражать некоторые сознательные или неосознанные предрассудки. Данные показали, что школьники с социально одобряемыми качествами получают более высокие оценки".При этом ученый замечает, что полученные данные не означают, что учителя намеренно необъективны: преподаватель подгоняет оценку под поведение, действуя бессознательно.В другом исследовании (опубликовано в журнале British Journal of Educational Psychology) ученые отметили условность текущей оценочной системы, которая фактически включает в себя множество лишней информации в виде ожиданий от ученика, его мотивации и двоек в журнале за поведение"."Оценка не может адекватно разделить одаренных детей и их сверстников. Видимо, существует некоторая поправка на одаренность и старание внутри школы или класса", - продолжает ученый."Наверняка все сталкивались с ситуацией, когда студенту с очень высокими способностями ставили оценку 4, мотивируя это тем, что он не старается, а ученику, который старается, ставили 5. В этом случае оценка 5 одаренного ребенка не равна оценке его сверстника", - добавил собеседник портала.Поправка на точностьОсновные инструменты в проведении исследований - тесты и опросники, которые разрабатываются и совершенствуются в центре для получения надежных результатов. Существующие сейчас тесты и опросы не в полной мере отвечают этим целям, считают ученые.К примеру, в оригинальной версии теста на удаленные ассоциации испытуемым предлагается выделить слово, объединяющее слова "сыр", "луна" и "настроение". Это слово "голубой", которое в английском варианте ассоциируется с перечисленным рядом. В русском же языке такой пример не сработает, и для проведения эксперимента необходимо придумать аналог."Здесь нашей задачей становится разработка культурно-неспецифического теста, универсального для всех", - рассказывает Максим Лиханов.В частности, ученые в рамках международного проекта (статья опубликована в журнале Frontiers in Psychology) работали над тем, чтобы заменить в этом тексте слова на картинки, понятные носителю любого языка.Несмотря на значительный объем исследовательской работы, на текущем этапе ученые достаточно аккуратно относятся к предоставлению обратной связи своим испытуемым и избегают советов и рекомендаций. Это в первую очередь связано с тем, что на результаты их тестов могут повлиять самые разные факторы."Например, мы сказали человеку, что у него слабые пространственные способности, а он, возможно, в день тестирования просто не выспался", - объясняет позицию исследователей Лиханов.В качестве инструментов для анализа когнитивных способностей человека в исследованиях есть место и различным приборам для замеров реакции на те или иные раздражители. Один из них - Eye Tracker (айтрекер), устройство для фиксации движения глаз.Суть его работы достаточно проста: участник надевает такие очки и либо смотрит сквозь них на картинки, либо отправляется на прогулку, а прибор фиксирует, на какие объекты он обратил внимание в первую очередь, на какие во вторую, а каким и вовсе не уделил внимания."В нем есть инфракрасная лампа и камера, и когда человек смотрит на экран, мы можем зафиксировать координаты взгляда на экране", - объясняет принцип работы прибора младший научный сотрудник Элина Цигеман.При этом исследователь шутит, что это не тест и не опросник, где человек может где-то слукавить, данные айтрекера предельно точны. В настоящий момент при помощи экспериментов на этом приборе лаборатория изучает связь между движениями глаз и личностными характеристиками человека, такими как экстраверсия.Стать еще точнееНесмотря на большое количество тестов и собранного экспериментального материала в области исследования когнитивных способностей человека, полученные данные все еще остаются достаточно разрозненными и не всегда высокоточными, отмечают в лаборатории.Одним из вариантов решения проблемы ненадежности такого тестирования в области образования может стать создание диагностической модели измерения пространственных способностей, полагает Максим Лиханов. По его словам, такая модель, с одной стороны, будет включать в себя несколько надежных тестов, с другой - будет нормирована по большой выборке школьников в России.Способствовать увеличению точности тестирования будет создание больших исследовательских консорциумов, ведь проекты, где данные исследований разных лабораторий систематизируются по единому протоколу, могут дать ответы на многие фундаментальные и прикладные вопросы.Пример работы в этом направлении - большой консорциумный проект лаборатории "+Консорциум" по проверке эффективности разных методов эмоциональной регуляции во время решения контрольных заданий в школе."В рамках консорциума, я надеюсь, мы очень быстро соберем большие данные вместе с нашими партнерами и сможем предложить системе образования надежные методы по снижению тревожности учеников", - рассказывает Максим Лиханов.Сегодня, по мнению ученого, важно "перевести огромное количество материала в качество" через систематизацию и осмысление уже существующих знаний - обзоров и метаанализов, которые помогут упорядочить множество результатов из разных исследований на одну тему и выявить новые направления для изучения. В одном из таких проектов недавно участвовала команда лаборатории, подготовив обзор о "математической тревожности" (расстройство обучения, которое характеризуется врожденными трудностями в изучении или понимании математики), ее развитии и влиянии на успех в этой дисциплине (опубликован в журнале "Вопросы психологии").Масштабное расширениеМолодая лаборатория "Сириуса", несмотря на ее специализацию, открыта для исследователей самых разных направлений, попасть сюда можно и без профильного образования. Интерес к когнитивистике и желание изучать возможности головного мозга определили вектор научного развития и место работы Максима и Элины, которые не являются психологами по своему образованию, но успешно развиваются в этом направлении. Оба они выпускники Томского государственного университета, Максим по специальности "Теоретическая и прикладная лингвистика", Элина - "Фундаментальная и прикладная лингвистика".Сегодня штат лаборатории достаточно компактен: на постоянной основе здесь работают семь сотрудников, однако в планах на ближайшее будущее намечено расширение."Сириус" сейчас открывает университет, и наш центр будет в нем иметь три или четыре направления, - делится планами Лиханов. - В связи с этим мы активно набираем сотрудников, расширяемся. В ближайшее время планируем дополнительно заказать оборудование и расширить помещение".Читайте также:Глава "Сириуса": как работа с талантами поможет развитию системы образования и экономике"Сириус" и Минобрнауки объединят молодежь и бизнес для решения важных для страны задач
Также по теме: