Информационные технологииStfw.Ru 🔍
🕛

Скрепили без смущения. "Офицеры" против культуры

Выставку «Джок Стерджес. Без смущения» в Москве закрыли из-за негативного резонанса. DW поговорила с экспертами о роли общественных организаций и власти ..., Выставку «Джок Стерджес.
Выставку «Джок Стерджес. Без смущения» в Москве закрыли из-за негативного резонанса. DW поговорила с экспертами о роли общественных организаций и власти в нападках на культуру.
В Москве пришлось закрыть выставку «Джок Стерджес. Без смущения», которую организовал Центр фотографии имени братьев Люмьер. Поводом для закрытия, как отмечают сами организаторы, стал «общественный резонанс», в частности, обвинение руководства Центра в размещении фотографий обнаженных подростков.
Провокация и реакция
Напомним, 24 сентября, сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова после прочтения поста в «Живом Журнале» под заголовком «Выставка для педофилов» обратились в прокуратуру с требованием проверить экспозицию на наличие детской порнографии. Посмотреть выставку решил глава комиссии по безопасности Общественной палаты РФ, председатель президиума общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков. На следующий день вход на выставку заблокировали активисты движения «Офицеры России». А после разговора с Цветковым руководители Центра Эдуард Литвинский и Наталья Григорьева-Литвинская и вовсе объявили о ее закрытии.
В интервью DW Наталья Григорьева-Литвинская заявила, что после публикации поста в ЖЖ и реакции Елены Мизулиной они получили огромное количество угроз в адрес Центра. «Подвергать опасности культурные ценности на двух других выставках, своих сотрудников и посетителей мы не хотели», — объяснила она. На вопрос DW о том, какую роль в конфликте сыграл Антон Цветков и «Офицеры России», куратор сказала, что никаких претензий к общественной организации она не имеет, а Антон Цветков был единственным политиком, который приехал посмотреть выставку. Ни Елена Мизулина, ни Анна Кузнецова, в Центр имени братьев Люмьер не приходили.
«Блогеры, которые провоцируют гнев народа, — это та проблема, с которой мы столкнулись. И самое ужасное, что наши чиновники подхватывают эту агрессию и еще больше ее педалируют», — считает Наталья Григорьева-Литвинская.
По мнению руководителя международной правозащитной группы «Агора» Павла Чикова, не стоит снимать ответственность с организаторов выставки, несмотря на широкую поддержку их в социальных сетях. «Они должны были понимать специфику художника», — отметил он в интервью DW. Работы американского фотографа Джока Стерджеса сегодня хранятся в ведущих музеях мира: Музее современного искусства и Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Национальной библиотеке в Париже и франкфуртском Музее современного искусства. Однако они неоднократно подвергались осуждению, в частности, со стороны консерваторов, членов религиозных общин и правоохранительных органов в США. В Центре фотографии имени братьев Люмьер было выставлено 40 работ Стерджеса разных лет. Персонажи автора — посетители нудистских пляжей Франции, Ирландии и США. По мнению Павла Чикова, в большей степени эта выставка носила провокационный характер. Провокация удалась — реакция последовала.
Власть дает карт-бланш
Тем не менее, замечает юрист, законных оснований закрывать выставку не было, так как не был возбужден уголовный процесс. Никакие общественные организации не вправе действовать от имени властей и брать на себя полномочия правоохранительных или судебных органов.
«Все разрешения выставка получила, никаких претензий не было, никаких фактов нарушения закона тоже не было выявлено. На мой взгляд, это карт-бланш, который власти дали прогосударственной общественной организации для инициирования скандала», — считает юрист. На его взгляд, подобные действия вписываются в политику по поддержке традиционных ценностей, которую проводит администрация президента. По словам собеседника DW, власти уже пять лет активно поддерживают «мракобесные течения» и «прочую схоластику» для манипуляции общественным мнением.
В сегодняшней России такие нападки на искусство и культуру становятся традицией. Ирина Прохорова, создатель и главный редактор журнала «Новое литературное обозрение», говорит, что прессинг культуры осуществляется посредством псевдообщественных организаций и принципа доносительства. «Поскольку идет ресоветизация, и культуру пытаются втянуть в идеологическую пропаганду», — отмечает она.
Эстетические проблемы, как неприятие содержания той или иной выставки, должны решаться в плоскости культуры: на дебатах, дискуссиях или ток-шоу, подчеркивает Ирина Прохорова. «Как только они решаются средствами пропаганды или применением насилия, тогда происходит дискредитация самой общественности как носителя определенных ценностей. И это уже не общество обсуждает, а очередная погромная кампания», — объясняет основательница «Нового литературного обозрения».
Зачем государство вмешивается таким образом в судьбу арт-проектов? По мнению доктора филологических наук, профессора Высшей школы экономики, публициста Гасана Гусейнова, это делается только для того, чтобы послать определенный сигнал обществу. «Если вы и дальше будете думать, что можете пользоваться полной свободой самовыражения, то на вас всегда найдется управа, — указал публицист. — Банды людей без определенных занятий можно называть по-всякому: тут тебе и байкеры, и казаки, и союз офицеров, и хоругвеносцы какие-нибудь, — у всех найдется повод пролить слезу над поруганной честью. Так что, граждане-галеристы и директора музеев, идите к государству, просите, согласовывайте — и будет вам счастье».

Также по теме:
Вне компьютерной темы.