Американский эсминец Zumwalt не окупит затрат на свою разработку и производство. По сути, проект оказался «пустой тратой денег», считают эксперты.
Как пишет обозреватель американского издания National Review Майк Фреденбург, изначально стоимость перспективного эсминца составляла 1,3 миллиарда долларов. Согласно смете, расходы на запланированную партию из 32 кораблей не должны были превысить 40 миллиардов. Примерно в 2006 году выяснилось, что цена опытного экземпляра внезапно поднялась до 3 миллиардов. В итоге третий по счету эсминец, недавно заглохший в Панамском канале, стоил 4,2 миллиарда долларов.
Что характерно, следующий по счету корабль будет стоить уже 7 миллиардов. При этом в недалекой же перспективе новым эсминцам необходимо будет проводить «многомиллионный апгрейд». По словам тех же представителей американских ВМС: «на совершенствование эсминца уйдет еще много времени, а для боевого применения он будет пригоден лишь в отдаленном будущем».
Фреденберг отметил, что «было очень неловко наблюдать за тем, как наш «чудо-корабль» заглох в Панамском канале и не мог сдвинуться с места». Причиной проблем он называет безответственное отношение к бюджетным дотациям. «Никто не несет ответственности за огромные расходы, а корпорации, занимающиеся разработкой эсминца, продолжают получать миллиарды долларов, несмотря на отставание от плана и низкое качество конечного продукта», — считает журналист.
Отметим, что такие итоги новейших разработок присущи американской оборонной индустрии в целом. Дорогостоящие истребители пятого поколения F-35 и F-22, проект улучшенной десантно-штурмовой машины, перспективные боевые корабли прибрежной зоны стоили бюджету колоссальных денег и никак себя не проявили.
Собственно, те же истребители ВВС США F-22 Raptor не так давно вообще стали видимыми для радаров, так как в боевых вылетах они теряют стеллс-покрытие от дождя или жары и ветра с песком. Как сообщили эксперты Aviation Week, «радиопоглощающая пленка на фюзеляжах истребителей покоробилась и стала облезать».
«Покрытие сморщивается и облезает из-за того, что теряет свою твердость и возвращается в первоначальное жидкое состояние. Этот процесс ускоряется внешними факторами, в том числе дождем и песчаной пылью, — признал печальный факт руководитель программы F-22 в Lockheed Martin Джон Коттэм.
А та же неисправность эсминца была «связана с теплообменниками в силовой установке корабля, которая обеспечивает электропитанием различные системы судна, в том числе датчики и вооружение». Проще говоря, уже стоивший Пентагону $4,4 миллиарда долларов „лазерный эсминец с рельсотроном и сотней “Томагавков» дал течь еще у причала на базе в Норфолке.
Военные подтвердили, что «в систему смазки двигателя, обслуживающего один из гребных валов корабля, попала забортная вода». Проблемы подобного характера наблюдаются не в первый раз. К примеру, «бортовые системы самого дорогого в мире авианосца USS Gerald R. Ford непригодны для ведения боевых действий». В официальном докладе военного ведомства говорится, что на него… не могут садиться самолеты, а системы самообороны «авианосца будущего» не могут (пока) защитить его от крылатых ракет и налета авиации противника.
Напомним, что авианосец USS Gerald R. Ford стоимостью около $13 млрд «считается самым дорогим военным кораблем в мире.» Его строительство началось в 2009 году — а вот сдача флоту США откладывается из года в год после очередных испытаний или перед ними, причем именно из-за «мелких неисправностей».
Эксперты сомневаются и в целесообразности продолжения разработки истребителя F-35. Как пишет журнал American Thinker, «через десять лет после первого полета F-35 его разработка все еще не завершена, хотя 180 самолетов уже построено. Ни один из них не может вести бой, каждый придется модифицировать — но даже у модифицированного F-35 будет ряд недостатков, которые моментально уничтожат его на практике». Так что Zumwalt в этом ряду не первый, и уж, разумеется, не последний «перспективный» проект.
National Review утопило "суперэсминец" Zumwalt
Американский эсминец Zumwalt не окупит затрат на свою разработку и производство. По сути, проект оказался «пустой тратой денег», считают эксперты.Также по теме: