На западе России идет строительство нового порта, способного кардинально изменить европейскую морскую логистическую систему в регионе Балтийского моря. С амбициозными планами познакомился корреспондент EADaily во время Балтийского транспортного форума в Калининграде.Портовый терминал сооружают в небольшом калининградском курортном городке Пионерский, где проживает чуть более 10 тысяч человек. Стоимость работ превышает 7 млрд рублей, и масштаб стройки, конечно, впечатляет. Когда участники Балтийского транспортного форума прибыли в Пионерский, то увидели забавную картину: гидротехники вбивали в морское дно громадные анкерные сваи, отжимая у Балтики территорию, а в ста метрах от них в прибрежных волнах, как ни в чем не бывало, купались люди."Сейчас мы наращиваем паромную стенку, и вот почему, - объяснил начальник калининградского управления ФГУП „Росморпорт" Андрей Мошков. - В настоящее время 78% круизных пассажиров в мире путешествуют на судах длиной свыше 250 метров. В Калининградской же области единственный паромный комплекс - в порту Балтийска - способен принимать суда до 205 метров в длину. То есть мы понимаем, что почти 80% морских туристов даже при желании в принципе не могут зайти в российский эксклав. Поэтому единственный выход, если мы хотим хоть как-то заявиться на этом рынке, надо строить причал длиной не менее 350 метров, а лучше два таких причала. Чем мы сейчас и занимаемся".По данным представителя "Росморпорта", по Балтийскому морю ежегодно путешествуют порядка 2030 млн круизных пассажиров и около 1100 единиц круизных судов. Количество же лайнеров, которые заходят в Калининградскую область, можно пересчитать по пальцам. "Раньше было до десяти судов в год, а в этом году зашло всего три судна с пассажирами", - уточнил Мошков.Потенциал будущего Пионерского терминала внушителен - 225 тысяч круизных пассажиров в год. "Надо понимать, что это пропускная способность, а не планируемый охват, - объяснил эксперт. - На сегодня мы ориентируемся на рынки литовской Клайпеды и польского Гданьска. Эти порты суммарно ежегодно принимают порядка 90 тысяч круизных пассажиров. В общем, давайте поступательно двигаться к озвученным цифрам".Вместе с тем, крупнейшая в Евросоюзе круизная компания MSC Cruises со штаб-квартирой в Женеве уже анонсировала свою готовность включить Пионерский порт в семидневный круизный маршрут из Германии.Для краткосрочного путешествия по российскому эксклаву иностранным туристам на сегодня не требуется визы. Речь идет о российской льготе именно для круизных пассажиров "72 часа без визы", действующей уже около 10 лет (кстати, ЕС так и не пошел на симметричный ход). По новым, еще более облегченным правилам, иностранный турист без российской визы может вылететь из Калининграда в Москву, Петербург или Казань, посетив там достопримечательности, а затем вернуться на свой круизный лайнер, когда он уже придет в Петербург.Кроме туристической составляющей Пионерский порт заявляет об амбициях произвести "грузовую революцию" на Балтике. "Сегодня через литовскую Клайпеду отгружается до 80 тысяч единиц российской техники с российскими грузами, - продолжил Мошков. - Наша стратегическая задача - переориентировать этот грузопоток на Калининградскую область".Действительно, сегодня товары из "большой России" следуют морским путем в Евросоюз не через Калининградскую область, а через Литву, поскольку Калининградский портовый грузовой район технически не способен принимать столь внушительный поток. Существуют и бюрократические препоны."Из материковой России - что идти в литовскую Клайпеду, что в Калининград, казалось, по расстоянию одинаково, но есть одно „но". На литовском пароме оформление грузов в разы короче. Два часа - и ты уже на судне. А у нас - сначала груз досмотрят при входе в Литву, затем - при входе в Калининград. А потом еще при выходе из Калининграда. Тройной осмотр! И никто не обращает внимания, что груз транзитный. Оформление таких грузов должно быть максимально простым. Пломба стоит, документы сопроводительные - на руках: всё, штамп поставили и погнал. Никаких оригиналов, никаких дополнительных сертификатов", - прокомментировал корреспонденту EADaily депутат Калининградской облдумы, вице-президент международной логистической компании ООО "ДСВ Транспорт" Леонид Степанюк.По его словам, губернатор Калининградской области Антон Алихановзнает об этих проблемах, и "меры будут приняты". "Время оформления всех досмотровых операций в Калининградской области должно быть снижено, другого варианта нет", - подытожил эксперт. В таком случае в перспективе можно говорить о серьезном выпадании доходов в Литве, получаемых с транзита российских грузов.Есть еще одно важное, но публично не акцентированное, преимущество будущего российского порта на Балтике. Это низкая стоимость бункерного топлива - на $ 10 дешевле, чем в соседних Литве, Польше, не говоря уже о таких судоходных государствах Балтийского моря как Германия, Швеция, Дания."Вы знаете, что в Гданьске не так давно построили большой контейнерный терминал, куда заходят самые крупные суда в мире длиной под 400 метров. Так вот, за бункерным топливом все они идут в Калининград, оплачивая России полностью портовые сборы. Недавно в интернете, наверняка, вы видели видеоролик, как к нам зашел громаднейший паром в виде дирижабля. Он зашел в Калининград именно с этой целью - забункероваться. Для таких судов это дешевле", - сказал Андрей Мошков.Учитывая, что Калининградская область находится в Южной Балтике, удобной для судоходства Германии, Дании, Швеции, Польши и Литвы, "бункерная топливная льгота" может стать определяющей для будущих круизных лайнеров и грузовых паромов. То есть судовладельцы сами будут проявлять инициативу захода в российский терминал в порту Пионерском.Председатель российского общественного движения поддержки флота Михаил Ненашев уже назвал строительство Пионерского порта "общероссийским геополитическим проектом". "Дурь и в Польше, и в Литве пройдет - они придут к нам дружить", - дал прогноз общественник.
https://stfw.ru
Новый российский порт способен изменить европейскую логистику на Балтике
На западе России идет строительство нового порта, способного кардинально изменить европейскую морскую логистическую систему в регионе Балтийского моря. С амбициозными планами познакомилсяТакже по теме: