19 октября исполнилось 90 лет со дня рождения Михаила Симонова - легендарного авиаконструктора, с 1983 года возглавлявшего ОКБ Сухого. Он запустил в жизнь бомбардировщик Су-24 и стал "отцом" для целого семейства истребителей четвертого поколения Су-27. Под руководством Симонова была создана современная школа сверхманевренных боевых самолетов, а суховское ОКБ пережило 1990-е и осталось в авангарде мирового самолетостроения.Детство и юностьМихаил Симонов родился в 1929 году в Ростове-на-Дону в семье ученых-географов. В 1933 году отец Михаила поступает в аспирантуру МГУ, и семья переезжает в подмосковное Быково, где недалеко от их дома действовал большой аэродром. Здесь будущий конструктор получает первые впечатления, связанные с авиацией: "Мне было всего около 7 лет, и эта постоянная близость к самолетам, желание видеть их каждый день сыграли свою роль в определении жизненного выбора".Перед Великой Отечественной войной Симонова-старшего распределяют в Алма-Ату заведовать отделением экономической географии Казахского филиала Академии наук СССР. В Алма-Ате юный Михаил проникается природой и просторами предгорьев Алатау, посещает авиамодельный кружок и серьезно решает стать конструктором самолетов. Планер КАИ-19Отец Михаила отправляется на фронт и погибает при обороне Сталинграда. Семья ведет тяжелую жизнь, Михаилу приходится работать. После войны Симоновы возвращаются на родину в Ростов-на-Дону. Чтобы не уезжать далеко от болеющей матери, Михаил поступает в ближайший Новочеркасский политехнический институт на механический факультет по специальности проектирования автомобилей. На четвертом курсе показавший блестящие результаты в учебе и спорте (он успешно выступал в велосипедных гонках) студент переводится в Казанский авиационный институт.В Казани Михаил проявляет организаторский талант и создает при вузе одно из первых в стране студенческих конструкторских бюро. В 1959 году на базе студенческого КБ открывается первое в стране ОКБ спортивной авиации. Здесь разрабатываются несколько моделей спортивных планеров, самые удачные из которых идут в серийное производство. На планере КАИ-19 устанавливаются мировые рекорды. Участие Симонова в полном цикле создания планеров КАИ стало для него хорошей конструкторской школой.Приход в ОКБ Сухого и работа над Су-24С конца 1960-х годов начинается стремительный рост карьеры Михаила Петровича. Успехи конструктора заметил министр авиационной промышленности Петр Дементьев, и Симонова в течение года переводят сначала в Долгопрудненское КБ автоматики, затем в Ухтомский филиал Московского машиностроительного завода и после этого - на должность заместителя главного конструктора в ОКБ Павла Осиповича Сухого.Первым проектом Симонова на новом месте стали испытания и доводка тактического фронтового бомбардировщика Су-24 (заводской шифр Т-6). Это был прорывной самолет с изменяемой стреловидностью крыла, впервые в отечественной практике снабженный бортовой цифровой вычислительной машиной, который мог в любую погоду совершать полеты в автоматическом режиме на малых высотах с огибанием рельефа местности. Су-24 создавался как ответ на американский бомбардировщик F-111. title="Михаил Симонов: создатель крылатых супермашин" Бомбардировщик Су-24Назначение нового сотрудника на столь сложный проект сначала вызвало вопросы у коллектива ОКБ, но Симонов быстро завоевал доверие своим профессионализмом и личными качествами. Несмотря на трудности, испытания и доработки Су-24 были закончены успешно, и в 1975 году уникальный самолет поступает на вооружение. За эту работу Симонов получает Ленинскую премию. Су-24 выпускался до начала 1990-х годов, и всего было построено около 1400 самолетов этого типа.Герой Советского Союза, летчик-испытатель А.С. Бежевец так вспоминал время работы с Симоновым: "Руководя испытаниями, Михаил Петрович работал без шума и суеты, разбирался во всех, казалось бы, неразрешимых проблемах. Его вдумчивый творческий подход к решению любого вопроса импонировал всем".Создание истребителя Су-27 В 1976 году Симонов становится главным конструктором истребителя четвертого поколения Су-27 (заводской шифр Т-10), разработка которого велась с конца 1960-х. Самолет задумывался как единый для ВВС и авиации войск ПВО истребитель завоевания господства в воздухе и должен был стать прямым конкурентом новейшего американского истребителя F-15. В 1977 году на испытания вышел первый опытный образец Т-10, и было начато производство установочной партии. Однако к этому моменту выяснилось, что в исходном варианте компоновки Су-27 будет трудно обеспечить заданные высокие тактико-технические характеристики, и по инициативе М.П. Симонова в ОКБ начались работы по проектированию самолета в существенно доработанном варианте, получившем обозначение Т-10С.-->
Также по теме: