Если бы новая редакция Бюджетного кодекса вступила в действие уже сейчас, а не с 2019 года, то почти треть регионов были бы признаны неустойчивыми с точки зрения госдолга. К такому выводу пришли аналитики НРА (Национальное рейтинговое агентство), которые специально для «Известий» проанализировали обязательства субъектов РФ.
Проблему эксперты видят в том, что рыночные кредиты с огромной скоростью замещаются долгом перед бюджетом. Самые проблемные регионы уже плотно сели на «бюджетную иглу», рассматривая госденьги в качестве бесплатного источника для решения своих проблем. Если Минфину эта ситуация надоест, то хроническая проблема госдолга регионов может стать малоразрешимой, уверены в НРА.
С одной стороны, картина с задолженностью регионов вроде бы улучшается. Так, отмечает НРА, за восемь месяцев 2016 года совокупные обязательства субъектов РФ несколько снизились — на 2,28%, до 2,267 трлн рублей. С другой стороны, аналитики агентства не связывают этот факт с ростом доходов, улучшением бюджетного планирования и платежной дисциплины. Причину они видят в другом — за январь–сентябрь 2016-го существенно изменилась структура обязательств регионов.
«Главным элементом госдолга стали бюджетные кредиты: если на начало года они составляли около 34,88% от совокупного госдолга регионов, то в сентябре этот показатель увеличился до 48,95%», — указывается в исследовании, которое проведено специально для «Известий».
На федеральном уровне поставлена цель снижения стоимости долга для регионов. Достигается эта цель путем замещения коммерческих кредитов (ставка по ним составляет не менее 10% годовых) бюджетными кредитами (по ним действует ставка 0,1% годовых), подчеркивает аналитик НРА Александр Пахалов. По его словам, коммерческие кредиты регионам выдают банки, а бюджетные кредиты регионы получают из федерального бюджета (то есть этот механизм похож на межбюджетные трансферты).
— Минфину не нужно предпринимать особых усилий для убеждения в необходимости такой замены — очевидно, что кредиты из бюджета для регионов привлекательнее, так как представляют собой практически бесплатные деньги. Поэтому регионы всё реже обращаются в банки и всё чаще берут средства у государства. Новые заимствования на рыночных условиях получают наиболее обеспеченные регионы, способные выплачивать проценты. Менее успешные практически полностью отказались от сотрудничества с банками, хотя ранее активно пользовались этим инструментом, — отметил аналитик НРА.
По его словам, вместо того чтобы использовать средства, полученные от разницы в процентах, на погашения тела долга, субъекты используют деньги для решения текущих проблем. И вместо уменьшения долговой нагрузки только увеличивают ее.
«Среди регионов, сочетающих бюджетный дефицит с высоким госдолгом, преобладают регионы с низким экономическим потенциалом и невысокой инвестиционной привлекательностью. Такие регионы традиционно находятся в финансовой зависимости от федерального центра», — говорится в обзоре НРА.
Об опасности замены такой ситуации недавно говорила и председатель Счетной палаты Татьяна Голикова на заседании, посвященном долговой нагрузке регионов. По ее мнению, сокращение рыночного долга свидетельствует об ухудшении самой структуры госдолга субъектов РФ. Она привела такие данные: в 2015 году, например, регионами было привлечено 1,184 трлн рублей коммерческих кредитов — рост за три года в два раза, и 1,258 трлн рублей бюджетных кредитов — рост за три года почти в 10 раз.
— Мне кажется, что эта цифра достаточно красноречиво говорит о ситуации, которая сегодня сложилась в бюджетах субъектов. Фактически это то, что они недополучают в виде доходов и в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, — подчеркнула глава Счетной палаты.
В итоге осталось не так много субъектов РФ, в структуре задолженности которых значительную долю занимают банковские кредиты. В частности, это Краснодарский край (59,8% банковских кредитов), Московская область (37,8%), Москва (29,5%), Ростовская область (28,8%), Свердловская область (27,7%) и некоторые другие.
Согласно новой редакции Бюджетного кодекса, вступающей в силу с 2019 года, субъекты РФ будут делиться на три группы: с высокой долговой устойчивостью (регионы, у которых долг меньше 50% доходов бюджета), средней долговой устойчивостью (долг 50–85% объема доходов) и субъекты с низкой долговой устойчивостью. Именно с этой точки зрения НРА и проанализировало состояние российских субъектов. Картина получилась неутешительная.
Если бы правила нового Бюджетного кодекса действовали уже сейчас, то к началу сентября 2016 года лишь 14 регионов попали бы в группу с низкой долговой нагрузкой (не более 25% доходов бюджета). Это Севастополь, Республика Крым, Санкт-Петербург, Москва, Ханты-Мансийский АО, Башкортостан, Сахалинская, Тюменская, Владимирская, Ленинградская, Иркутская области, Алтайский, Пермский и Приморский края.
При этом 25 (почти треть) из всех 85 регионов относились бы к категории регионов с низкой долговой устойчивостью. Причем 14 из них, отмечают в НРА, нарушили соглашение о предоставлении бюджетных кредитов с Минфином. Хуже всего дела обстоят в Мордовии, Хакасии, Костромской обсласти, Северной Осетии, Астраханской области, Калмыкии, Карелии, Марий Эл, Забайкальском крае, Псковской, Кировской, Смоленской и Калужской областях, а также в Карачаево-Черкесии. В этих субъектах отношение госдолга к доходам бюджета превышает 100%. Из 25 регионов с долговой нагрузкой свыше 85% от доходов в течение 2016 года снизить госдолг удалось только трем, еще двум удалось сохранить статус-кво. В оставшихся 20 обязательства продолжили расти. Решение проблемы госдолга данных регионов в скором времени будет абсолютно невозможно без кардинальных мер со стороны федерального центра, подчеркивают в НРА.
До настоящего момента Минфин не вводил санкций в отношении регионов, хронически нарушающих соглашения по бюджетному кредитованию (ведомство договаривается с субъектом о достижении определенных индикаторов).
— Однако можно ожидать, что в дальнейшем Минфин может пойти на приостановку или сокращение бюджетного кредитования регионов-нарушителей. Фактически в этих регионах не происходит оздоровления региональных финансов, бюджетные кредиты не решают проблему бюджетных дефицитов и не снижают уровень долговой нагрузки, — прогнозирует Александр Пахалов.
Это означает, что регионам снова придется обращаться к рыночным инструментам, которые значительно дороже в обслуживании, подчеркивают в НРА. То есть снижающийся показатель госдолга может снова начать расти как снежный ком.
[Яма] Регионы в большом госдолгу: замещение более дорогих коммерческих кредитов на кредиты из федерального бюджета привело к тому, что многие субъекты просто сели на шею государства
Если бы новая редакция Бюджетного кодекса вступила в действие уже сейчас, а не с 2019 года, то почти треть регионов были бы признаны неустойчивыми с точки ..., Если бы новая редакцияТакже по теме: