Разговоры о необходимости разработки универсальной и прозрачной системы оценки интернет-аудитории ходят не первый месяц. Сейчас чиновники рассказали, как видят принцип работы такой системы.
Сайты, которые работают в России, обяжут предоставлять интернет-статистику специально уполномоченной для этого организации. Если же какие-то ресурсы не станут этого делать, им запретят размещать рекламу, то есть, лишат львиной доли рекламы.
Соответствующие поправки в законы о СМИ и информации подготовлены Роскомнадзором вместе с медиакомпаниями. Его 15 ноября обсуждали игроки рынка, чиновники, профильные ассоциации на встрече у руководителя Роскомнадзора Александра Жарова.
О том, что чиновники собираются разработать государственный счетчик для интернета, сообщалось еще в сентябре. Примерно в это время каналы и рекламодатели достигли окончательной договоренности о едином стандарте данных и начали обсуждать возможную систему сбора данных, которая агрегировала бы информацию централизованно. Сейчас в интернете работает несколько систем учета трафика - Mediascope, "Яндекса", Rambler Group, LiveInternet, Google и др.
Чиновники утверждают, что об интернет-аудитории должна быть единая информация, унифицированная по каким-либо признакам. Так, рекламодателям и производителям контента нужна универсальная и прозрачная система оценки интернет-аудитории, о чем сообщал Алексей Волин. Рекламодателям необходимо использовать в сети разрозненные данные, которые не проверяются. При этом информация плохо коррелирует по телезрителям, на что жаловался Жаров. Государству также нужны единые данные по онлайн-аудитории, поскольку чиновники хотят понимать, какой контент граждане смотрят в сети и какие площадки оказывают максимальное влияние на общественное мнение.
В начале осени чиновники не представляли, как может быть устроен государственный счетчик, какие именно ресурсы нужно заставить его устанавливать и какие данные требуется запросить. Даже сейчас как в правительстве, так и в администрации президента есть абсолютно разные представления о способе реализации предложенной идеи. Каждая медиакомпания считает, что именно ее концепция правильная.
Роскомнадзор - единственное на данный момент ведомство, которое успело разработать законопроект и собрать первые отзывы операторов связи, рекламных агентств и прочих организаций.
Тем не менее, в проекте Роскомнадзора и медиаиндустрии пока нет четкого понимания, какие сайты должны предоставлять данные уполномоченной организации. В поправках просто говорится об "интернет-ресурсах". Нет и подробностей о том, какие данные требуется представлять площадкам, методику только предстоит определить и затем - разработать. В целом, чиновники считают, что ресурсы должны будут предоставлять данные не только о своей аудитории, но и об аудитории рекламы, которая размещается.
Роскомнадзор подробно описал различные условия для отбора, а также полномочия и ограничения уполномоченной организации. Так, в поправках говорится, что нужно учитывать как интернет-пользователей, так и телезрителей. Только в этом случае можно обеспечить единый подход к измерениям для разных источников контента. Правда, с этим мнением не совсем согласны другие участники. По их мнению, это очень спорный вопрос, так что уполномоченную организацию не должны заставлять делать измерения как для ТВ, так и для сайтов.
Зато чиновники уверены, что получить доступ к метрикам может только российская компания, доля иностранного капитала в которой не превышает 20% акций или долей. Зато она сможет полностью взять под контроль весь рынок измерения аудитории сети - другие игроки будут должны раз в год проходить ее аудит. Фактически, речь идет о государственной монополии на статистику посещений.
По словам игроков рынка, государство прочит на место центрального контрольного органа Mediascope. "Рассчитываю, что наш многолетний опыт тут будет очень полезен. Сведение в единую систему измерений данных по аудитории того же "Первого канала" и Google - крайне важная индустриальная задача", - заявил гендиректор Mediascope Руслан Тагиев.
Кроме того, представители индустрии утверждают, что пока законопроект очень общий, ему не хватает конкретики. Реальный эффект зависит от того, как именно документ будет доработан, какая методика измерений будет утверждена Роскомнадзаором, как служба будет добиваться запрета на размещение рекламы теми площадками, которые не предоставляют данные. "Как фактически чиновники смогут запретить Google или Facebook размешать рекламу для российских пользователей? Да никак!", - заявил один из респондентов.
Некоторые чиновники утверждают, что документ специально сделан таким общим, это дает возможность подготовить и исправить в случае необходимости подзаконные акты. Нормы, скорее всего, будут вводиться поэтапно. Сначала данные будут запрашивать у площадок, которые размещают российский видеоконтент, а затем, позже - у других сайтов. Нести ответственность за размещение рекламы на сайтах без государственного счетчика, скорее всего, будут не только сами площадки, но и компании, которые размещают на них рекламу.
Чиновники запретят размещать рекламу сайтам без специального государственного счетчика посещений
Разговоры о необходимости разработки универсальной и прозрачной системы оценки интернет-аудитории ходят не первый месяц. Сейчас чиновники рассказали, как видят принцип работы такойТакже по теме:
- Чиновники задумались о единой госсистеме учета интернет-аудитории
- Портрет украинского интернет-пользователя по версии Gemius: любимые сайты, устройства, пол, возраст и образование [инфографика]
- Чиновники сдадут свои аккаунты. Госслужащих обяжут до 1 апреля 2017 года проинформировать руководство об их страничках в соцсетях, блогах и форумах. ...